0 начали подъем. Кызылсель в утреннем свете ║ kartinki/pamir2000/kezisel.jpg Немного прошли по гребню и начали подъем по 15-2-25 градусному склону. Практически сразу же пришлось перейти на попеременную тропежку. 30 шагов и в сторону. В 12.15 вылазим на серак на высоте 6200. Здесь готовим обед. Илья с Борей отправляются налегке немного протропить впереди. В 14.15 мы выходим. Крутизна 25-30 градусов. Снег нам не очень нравится и, как бы в подкрепление этого раздается сильный ухающий звук. Здесь уже не так тяжело, как ниже. Встречается и лед. Крутизна возрастает до 45 и есть небольшой берг. Вешаем 1 веревку. На предвершинном гребне в 15.40. Дует сильный ветер, но фирн все равно проламывается. На вершине Кызылселя - в 16.50. Обнимаемся. Снимаем виды. Вид на север с вершины Кызылселя (6525) ║ kartinki/pamir2000/jamanjar1.jpg Разворачиваем флаг МАИ. В 17.20 мы спускаемся на западную предвершину и скрытой от ветра мульде с мягким переносным снегом на высоте 6490 ставим палатки. Место оказалось удобное и сильный ветер проносится лишь по конькам палаток. 25.08 Вышли в 09.20. Утром все, что выше 6800 скрыто в облаках. Тропежка незначительная. Очень скоро за перегибом гребня мы увидели практически весь предстоящий нам спуск. Открытого льда практически не встречаем. Через полузасыпанный бергшрунд вешаем 1 веревку. Далее, обходя ледовые сбросы и карнизы гребня, мы движемся то по северной, то по южной стороне гребня. Встречаются открытые и полузасыпанные трещины, выходы открытого льда, небольшие сбросы. На спуске с Кызылселя ║ kartinki/pamir2000/keziselspusk1.jpg В 12.35 мы спускаемся по 20 градусному фирново-ледовому склону на седловину 5400. Это первое приемлемое место спуска. Наиболее предпочтительным представляется спуск в карман ледника с южной стороны от западного гребня Кызылселя. Здесь мы развязываемся, перекусываем и за 1 переход спускаемся в карман ледника. Вся седловина перекрыта мощными карнизами, куски обвалившихся валяются внизу в долине перевального ручья. Обходим их начиная спуск, не доходя до основной седловины. Спуск скально-осыпной, затем осыпной. Высота обеда - 4725. Дует ветер. Небо пасмурное. В верховьях этого ледника простого перехода через Кашгарский хребет не наблюдается. Вышли с обеда в 16.10. Около часа идем по карману, пока текущая тут речка не приобретает характер каньона. Мы переходим на морены. Здесь множество озер. Из одного из таких озер вытекает основная река, которая 5 потоками выливается с морен в правый карман и формирует уже вполне заметную струю. У слияния ее с притоком (не отмеченным на китайской карте), текущим из под ледника перевала Кызылсель, мы переходим оба потока и выходим сухие холмистые увалы, плавно спускающиеся к основной долине Кенгшибер-Су. Вскорости открылся необычайно приятный зеленый распадок. Срели камней течет маленький чистый ручей. Этот распадок и последующие к западу, по всей видимости фильтруют воду с ледников Кызылселя. Наверху стоят остатки киргизской летовки с монументальными каменными цилиндрическими хранилищами для кизяка (1.5*1.5 м). Тихо, сухо и очень здорово. Музтаг Ата закрыта на уровне 5900. 26.08 Ночью шел дождь. Под утро высыпал снег. Все вокруг было скрыто в тумане. Буйство стихий прекратилось лишь когда мы окончательно собрали рюкзаки. За 30 минут дошли по распадкам и кускам троп до кишлака Шивахода. Виден большой кишлак и на левом берегу. От кишлака пошла мощная тропа вниз, к мосту через Кенгшибер-Су. Весь переход до моста занял 2.5(3) часа. Мост, к счастью не снесло. Мы перешли на другой берег. Сели на рюкзаки отдохнуть. К мосту подъехал киргиз на ослике. Слез и стал приглашать осла последовать за ним. Тот ни в какую. Тянет ослик упирается. На помощь бросилась почти вся группа. 4 человека после долгих попыток практически перенесли осла на руках на тот берег, прикрыв ему глаза. Отойдя от моста метров на 100 вверх мы стали на берегу рядом с ручьем фильтрующимся из под берега. Нас быстро обступили киргизские дети. Ребята ушли за заброской. Я разговорился с 15 летним пареньком по имени Мухуи, пасущим поблизости баранов. Он оказался первым киргизом, предложившим айран и лепешку бесплатно. Через 1.5 часа пролился мелкий дождик. Вскорости после этого пришли и ребята, наткнувшиеся на Сашу с нашей заброской. Еще вчера он был в Урумчи. Тем временем мимо нас по мосту проходит большой караван венгерской экспедиции на Конгур-Тюбе. По слухам - они достигли высоты 6500. Ветрено и пыльно. Высота 3670. Вечером в долине Кенгшиберсу ║ kartinki/pamir2000/vecher.jpg 27.08 Утро сегодня ясное. Вышли в 08.40. На тропе множество отпечатков вибрам. По ним и ориентируемся. Переходим реку Яманджар по мосту. Переходим приток, стекающий из-под ледников Конгур-Тюбе . Справа возвышается огромный каменный вал конечных морен. Вокруг простирается пустынная и сухая местность с пучками выжженной травы и черными большими камнями. Много камней с выветриваниями. У огромного камня укрытие. На камне - надписи по гречески. Тропа круто набирает на моренный барьер. Нас нагоняет семья киргиз. Хозяин не поздоровался в ответ на наше приветствие. Остановился, посмотрел и отправился дальше. На высоте 4300 (к концу 5-го перехода) появляется чистый ручей. Здесь мы обедаем (14.50 15.50). После обеда мы сходим с основной тропы, которая уходит влево к киргизским стойбищам и пересекаем ледники системы Конгур-Тюбе. Ледники здесь покрыты мощным моренным чехлом. Множество красивых озер. к 18.00 вышли в замечательную зеленую долину с прозрачным ручьем. Ручей стекает с ледника, расположенного между л-ми Конгур-Тюбе и Коридорным. Здесь пусто. Небо полностью расчистилось. Высота 4605. 28.08 Вышли в 08.10. Утро идеально ясное. Ночью был мороз - -10 градусов. До Коридорного ледника нам пришлось пройти еще 2 перехода. Еще за 2 перехода мы выходим на седловину пер евала Бонингтона. В отличие от 1998 года идем по фирну не проваливаясь. Путь, выбранный в этом году, аналогичен моему проходу 1998 года - дуга чуть влево по ходу с заворотом вправо на основное русло ледника Коксель. Высота седловины 5465. Прохождение ледопада можно оценить в 2Б. За 1 переход спокойно проходим ледопад. За 35 минут подошли под ледовый распадок у основанию ЮгоЗападного ребра. Здесь обедаем. Жарко. Ясно. Высота 5435. Здесь же мы и ночуем. 29.08 Под утро дует легкий ветер. Выходим в 08.20. Небо ясное. Движемся в кошках. При выходе на гребень жесткий лед (1 короткая веревка). За 1 переход подымаемся по ребру на высоту 5600. Перекусываем у места первой нижней пещеры 1998 года. Видны район пика Революции и вершины Юго-Западного Памира. Дует ветер. На гребне Кокселя развеваются флаги. К 3-му переходу наст уже начал проваливаться и чем выше - тем больше. Следующие 3 перехода проходят уже с сильной и вязкой тропежкой. Становимся в мульде в засыпанной большой трещине на склоне. Выкапываем площадки под палатки. Здесь вполне уютно. Высота 6240. На небе зимняя облачность. 30.08 Всю ночь по коньку палатки проносился ветерок. С утра видим надвигающийся плотный вал облаков. С юга дует ветер. Вышли в 09.20. Сразу начинается тропежка. Мы медленно обходим разрывы ледопада и набираем высоту. К 12.00 мы отдыхаем на высоте 6480. Отсюда видно, что нам необходимо уходить прямо вверх на склон гребня. Наползает туман. Место, где мы сидим безопасное и я даже предлагаю поставиться. Наползает туман. Крутизна склона 60 градусов (это мы осознали несколько позднее), потом 35-40. В 13.45 мы вытаптываем площадку на склоне и делаем обед. В это время Петя и Илья уходят в тумане наверх и немного наискосок вправо протропить и разведать. Они доходят до высоты 6700. Седловина перевала Конгура пока не открывалась. Немного открывается вид внизу и становится ясно, что видимые над головой сбросы это предвершинные обрывы 6987, а сама седловина немного правее по склону. Пройдя вверх и траверсом склона мы устанавливаем лагерь в мульде-складке. 01.15 от места обеда. Погода немного улучшилась. Высота 6750. 31.08 Ночь выдалась ветреная. Выходим в 07.20 при сильном ветре. За 2 часа мы подымаемся на в.6987. Наш альтиметр показывает 6992+18. Подъем не круче 35-40 градусов. Местами тропежка по порошковому снегу. При выходе на вершину перелазим через засыпанный бергшрунд. Карнизы гребня смотрят на север и мы идем по южной стороне. Можно сказать, что мест для ночевки здесь хоть достаточно. Отсюда видно, что та гребенка выходов скал, которая отличает Яманджар снизу при виде с ледника Коксель, на деле находится ниже самого гребня. Дует сильный юго-западный ветер. В 11.20 мы на Восточном Яманджаре - 7100 по нашему прибору. До главной вершины нам еще набрать 120 м. 1.5 час ходу, как нам кажется. Ветер тем временем становится совсем дурным и исчезает видимость. Мы, правда, успеваем еще увидеть верх башни Конгура. Приходится поворачивать обратно. Наши подъемные следы еще коегде сохранились и мы, несмотря на падение видимости до 50 м, доходим до в.6987. Ниже - хуже. Следов нет и приходится напрячься, чтобы отыскать ветер. Спуск занял 2 часа. Здесь видимость получше и видно, что гребень несется облачный вал. В лагере же относительно спокойно. Видимости нет, но к 17.00, когда успокаивается ветер, мы начинаем спуск. Идем довольно быстро. Ряд трещин теперь оказывается открытыми и непонятно, как мы через них переходили по мостам. Нижняя часть взлета оказывается откровенно 60 градусной. Вешаем 4 веревки и немного отдыхаем на площадке 6480. Через полчаса доходим к месту нашего лагеря в мульде на 6240. Здесь мало что изменилось. 01.09 Утро сегодня превосходное. Ничто не напоминает вчерашнее. В 09.00 мы выходим. Идем в кошках, хотя поначалу они не очень нужны. Поверхность фирна покрыта застывшей ветровой рябью. В самом конце, при спуске на ледник вешаем веревку. Весь спуск занял 1.5 часа. Еще за 30 минут мы доходим до ледопада. Здесь снимаем лишнюю одежду и кошки, поскольку, снег уже раскис, любуемся вчерашними достижениями. Все наши следы в ледопаде превосходно сохранились. Проходим ледопад за 01.40. На этот раз приходится поработать. Все вытаяло и видно, что ряд наших подъемных следов проходил по краю больших трещин. Мосты уже ненадежные и приходится их переползать. Идущий впереди Андрей пару раз неглубоко проваливается. Сбежав от седловины Бонингтона за 30 минут, обедаем на моренах. Дует южный ветер. Выходим дальше в 16.00. Пройдя по полностью открытому леднику, переходим на морены правого борта. Домой! ║ kartinki/pamir2000/domoi1.jpg Через 01.20 выходим в верхнюю часть нашей замечательной долинки. Она заболочена. Становимся на старом месте. Так же тихо, как и несколько дней назад. На правом борту обнаруживаем пустой кош. 02.09 Утро ясное. Над гребнем висят небольшие тучки. Мороз - -10 градусов. Выход в 08.00. Сначала по террасам правого борта, затем переходим ручей и выходим на моренные поля Кокселя. Отсюда начинается хорошо маркированная тропа, которая нас доводит до слияния ручья с рекой Яманджар. После слияния по правому борту идет хорошая тропа. До моста доходим за 3.5 часа (от лагеря). Сегодня замечательная погода и виды вокруг. Но нам надо вниз. За час с небольшим доходим до моста через Кенгшибер-Су. Воды в реке заметно прибыло. Идет видимо интенсивное таянье. Киргизы на этот раз не досаждают. Видимо, привыкли к нам. Перекусив, мы отправились с Андреем к озеру Каракуль. Перевалив через холмы, оказываемся на берегу. Там обнаруживается женщина с детьми, собирающая кизяки в пластиковый мешок. Завидев нас, они бегут к мосту через протоку и усаживаются на другом берегу в ожидании 4 юаней. Мы разуваемся и обходимся без моста. Те обескураженные идут в свое жилище. До юртового лагеря дошли за 01.20. По сравнению с 1998-м сувениры уже не раскладывают на тряпках прямо на земле, а выстроены специальные ларьки. Саша, же, как нам сказали, сегодня уехал вниз. Мы покрутились, купили сахару, рису, чаю и китайской водки, оставили Саше записку и ушли. В лагере же тем временем шли интенсивные торговые переговоры. Однако стороны остались при своем. Киргизы не хотят платить за веревку и командирские часы приемлемую цену. Ну не хотите и не надо. 03.09 С утра все затянуто. Похоже, что дувший вчера северный ветер принес непогоду. Это пыльная буря из Такла-Макана. Вынашиваемые нами планы искупаться в Каракуле и прогуляться по склонам Кенгшибер-Су сами собой отпали. Мы набрали на берегу веточек и кипятим в небольшом очаге чай. Киргизы сделали еще попытку купить веревку за бесценок - 50 юаней (6 долларов) и были отосланы. После обеда к нам приехал джип и стал приглашать нас в Кашгар. Тем временем на склоне замечаем знакомую фигуру - это Саша! Бурная встреча. Машина приходит завтра утром. Небо в дымке. Это не менее чем на 7-10 дней пояснил Саша. 04.09 Воздух утром наполнен пылью и, открывшиеся на мгновение горы, тут же скрываются. Собираемся и уходим к дороге. Машину пришлось ожидать около 2 часов. Резкое похолодание , да и в самом деле уже осень. Начался массовый отгон овец вниз в долины. Дороги забиты отарами, что и задержало водителя. В машине приехали свежие лепешки и питьевая вода. Катим вниз. Смотреть к сожалению не на что. Пыльно. Сгоняя и разгоняя овец спускаемся на предгорную равнину. Высота Кашгара - 1600 м. В большом поселке неподалеку от Кашгара обедаем. Сегодня в этом поселке базарный день. Стоят ряды тележек. Ослов, груды арбузов, винограда. Окруженный толпой, как подсолнух стоит высокий европеец. Мы уминаем большие порции плова. На экране видеомагнитофона крутятся уйгурские клипы. Очень энергично. Уйгурское сопротивление китайской культурной экспансии здесь особо чувствуется. Вскорости мы въехали в Кашгар и разместились в тихом уйгурском отеле в центре, знакомому мне по 1998 году. Успеваем разменять трэвелчеки, устроить прощальный ужин в уличном ресторанчике, посмотреть уйгурские танцы и провести с Сашей долгий разговор о наших последующих планах. 05.09 В 14.00 мы подъезжаем к арке на перевале Торугарт. Теплое прощание с Сашей и переход в уже ожидающий нас автобус. Здесь тоже чувствуется пыльная буря. Не видно озера Чатыркель. Все горы в дымке. Виктор хочет сегодня приехать в Бишкек. Он рассказывает о своих поездках в Саудовскую Аравию, куда трижды возил паломников. В деталях живописует процедуру хаджа. В 2 часа ночи мы звоним в дверь квартиры Дудашвили. Засыпаем лишь в 4 утра. 06.09 Бишкек 07.09 Бишкек-Москва