Тем временем освещается солнцем сброс ледника, по которому мы спустились и начинают грохотать лавины. Пока в западной части. Желоб еще молчит. Спускаемся в снегоступах влево по ходу, обходя небольшой ледопад. "Тугбельчи". ║ kartinki/tianshan2002/56.jpg Потом быстрый спуск по лавинному конусу в обход ледовых лбов и выход на морены. Ребята убегают. Я иду довольно медленно. Некоторое время меня поджидает Давид. Потом также уходит вперед. Встречаюсь с ребятами уже на месте ночевки в прекрасном кармане левого притока. Кричат улары. Толик говорит, что видел следы медведя. Напротив через ледник -- цирк с перевалами на Чон-Терен. По состоянию группы (не помят лавиной только Толик) принимаем решение не переходить на Чон-Терен а идти вниз по Киче-Теренсу до некатегорированного перевала в нижнем течении с выходом еще через один перевал в Талак. Обед совмещаем с ужином и ложимся спать. Прощай наша заброска и мои новые трекинговые ботинки. 18 августа С утра встаем как обычно и выходим. Ребята уже бегут и меня никто особенно не ждет. Встретимся на обеде. Я естественно быстро отстаю. Иду один. Иногда попадаются следы ребят. Пересекаю левый приток Киче-Терена, спускаюсь вниз по карману и выхожу на белый открытый лед основного ледника. Путь искать особо не приходится. Линия движения выбирается естественным образом. То по открытому льду, то по моренным гребням. Прыжки через небольшие трещины и ручьи. Время от времени подворачивается нога, и я падаю на лед от сильной боли. Все время сзади видна стена пройденного нами перевала. Верховья Киче-Терена. ║ kartinki/tianshan2002/57.jpg Встречаюсь с группой на естественном месте обеда - в зеленом кармане у крупного левого притока, сползающего с восточных склонов в.6571. Здесь приятное озерцо с водорослями. Мягкая трава и цветы, а над притоком доминирует примечательная треугольная вершина. Главная вершина (6571) скрыта в тучах. Снизу дует прохладный ветер. Толик дозвонился до Саши и попытался ему передать, что мы спускаемся другой долиной. Он, правда, не уверен, что Саша его до конца понял. После обеда ребята убегают дальше. Сначала по карману на ледник пересекать левый приток. Дальше предполагается, что мы будем двигаться у левого борта и остановимся у языка. Быстро пересекаю приток. По самому леднику идти уже нет желания. Это уже неровные каменно-ледяные холмы с глубокими трещинами. Непрерывного кармана также нет. Есть куски удобные для хождения, есть не очень удобные. Высоко над ледником виден зеленый гребень. Туда хочется залезть. Наконец он "опускается" и я перехожу в него. Здесь множество мелких озер. Одно с бирюзовой водой красиво подпирается скальным отвесом. Идти по гребню довольно удобно. Прошел более километра -- далее карман начинает пересекаться многочисленными выносами, и я вынужден спуститься обратно по конгломератному склону. Тут, наконец, появились следы ребят, давно уже исчезнувшие. Судя по карте, ледник уже должен кончиться. Впереди на песчаной площадке вижу нашу палатку. Опять вместе. Ребята также прошли по зеленому гребню. Скромный ужин и спать. Мажу ногу мумием. 19 августа Толик накануне сбегал вниз. До конца ледника не менее километра. Иду медленно. От ребят отстаю почти сразу. Спуск в долину проходит по левому карману. Он весь в моренных завалах. Последний перелаз через разломы льда и выход на песчаную галечную равнину у языка ледника. Впереди виден каменный вал, за которым прячется левый приток Киче-Теренсу. Подхожу к валу -- это следы огромного селевого выноса, уже покрытого молодыми березками и колючими кустиками травы. Стали попадаться следы коз. Видимо рядом люди. Внизу видна зеленая долина Киче-Теренсу. Переваливаю через вал и оказываюсь перед мощной рекой. Замечаю и Толика. Ребята вышли к реке ниже и стали искать место переправы. Мост обнаружился выше по течению - несколько бревен, опирающихся концами на крупные валуны. Переходим мы приток вместе с Давидом. Напротив, на огромном камне сидит киргизский мальчишка. На каменистом спуске я со своей ногой опять отстаю и после очередного подвывиха присаживаюсь передохнуть. Сверху подходит мальчик и пожилой киргиз, пасущие стадо ангорских коз. Они из кишлака Ак-булак в предгорьях. Предлагают мне переночевать у них. Идут в моем темпе и время от времени указывают дорогу. Это небесполезно. Тропа на очередном заросшем селевом выносе разбивается на множество незаметных троп. Явной главной тропы нет. Постепенно мы забирается вверх и подымаемся в долину левого притока к мосту. Приток бурный и мост необходим. Наших ребят здесь нет. Они, судя по всему, просвистели мимо тропы и где-то внизу в зарослях. Действительно внизу появился Давид и помахал рукой. Ребята подходят сюда через час. Подходят еще киргизы. Кто-то спрашивает паспорт. Отговариваемся -- в Талаке говорим. Безуспешно пытаемся договориться о лошадях вниз (до Талака). Удается выпросить одну лепешку. Молока и айрана нет. Я оставляю им реп и пластырь. Распростились и пошли вниз по тропе. Тропа спускается к реке, потом идет по галечной долине и круто начинает забирать вверх по саю. Входит в густой еловый лес, выходит на луговины и спускается к следующему левому притоку с мостом. Дальше заблудились мы все и, видимо, каждый по своему. Видимо после притока тропа ушла вниз, но были и битые тропы прямо по склону. Сначала шлось нормально, а потом начались многочисленные пересечения каменных завалов на крутых склонах (более 1.5 часов), к счастью относительно улежавшихся. Я увидел тропу на лесной поляне далеко внизу. Спустился и через 30 минут хорошей лесной тропы был у костра. Толик мрачно сказал, что они тут уже 2 часа как сидят... Я не очень поверил этой цифре. Может и так? Ладно. Рядом сай с ручейками. Есть площадка под палатку. Видимо здесь ночуют киргизы по пути наверх. Мне дежурить. Толик сказал, что пару раз видел наших сыщиков -- мальчишек-киргиз из верхнего коша, следящих за нами. Ночью светит полная луна. 20 августа Утром я готовлю завтрак. У ребят настроение на марш-бросок. Делим остатки перекусов и тройка исчезает. Я выхожу минут через 10 после них. Особых сюрпризов с тропой нет, но временами приходится "читать" ее. Она проходит через огромную поляну, рядом ручей. После идет по тенистому лиственному лесу и выходит на луговины. Мне удалось сбиться лишь один раз. На склонах кусты поспевшего шиповника. У бурного ручья с мостом, текущего в глубоком, заросшем лесом овраге, меня пригласили в кош с киргизской ребятней. Айрана у них нет. Они угощают чаем и черствой лепешкой. Тут внезапно обнаружился паренек из самого верхнего коша. Он сделал вид, что мы незнакомы. Видимо, это один из наших сыщиков. Время идет. Солнце высоко. Приближаюсь к тому месту долины, где должен был быть мост. На другом берегу уже есть какие-то строения. Подхожу -- лишь остатки бетонных опор. Иду дальше. Еще остатки бетонных опор. Тропа идет дальше. Здесь и следы ребят. Впереди вижу дорогу, поднимающуюся по склону. Подхожу. Строения, двор, туалет. Переваливаю через отрог -- да тут целый поселок. Здесь открыто добывают бурый уголь. Вокруг китайцы. Дохожу до выездных ворот поселка. Рядом стоит древняя грузовая машина. Возится пара китайцев. Здороваюсь (Нихау). Знаками выясняю, что ребята прошли мимо них по дороге. Подвезете вниз. Они указывают -- грузись. Кладу рюкзак на уголь и привязываю его. Сажусь в кабину и мы едем вниз. Едем медленно. В кабине со мной 4 человека. Через минут 30 подъезжаем к мосту на правый берег. Отсюда уходит мощная тропа через отрог в долину Чон-Терена. У моста сидят ребята. Мы договариваемся, что я, приехав в Аксу, попытаюсь выйти на связь с Сашей. Они пока останутся здесь. Может, уйдут через перевал, может Саша сорганизует выезд. Дорога красного цвета. Появляются и красные скалы с гротами. Много раз переезжаем с берега на берег. Берега рек это древние моренные отложения с огромными, торчащими округлыми глыбами. У слияния с Чон-Тереном я снимаю прощальный вид на пик Военных Топографов. Вскоре на целый час останавливаемся на дороге. Впереди взрывные работы. Расширяют дорогу. Небольшого роста ребята шпурят перфораторами отверстия под толовые шашки. Перфоратор держат вдвоем -- вернее один держит перфоратор, другой подпирает перфораторщика. Закладывают шашки с электрозапалами. Рядом динамо-машина с ручкой. Нас пропускают до взрыва. Впереди экскаватор расчищает остатки предыдущего взрыва. Кончаются холмы. Мы выезжаем на предгорную равнину, усеянную отдельными огромными валунами. Почти сразу, вода реки ушла в канал с выложенными камнями стенами. Ее сразу начинают разводить в разные стороны. Множество регулирующих станций -- распределительных узлов. Чуть ниже пошли рисовые чеки. На юге, на горизонте сплошная линия тополей в районе шоссе. В 8 вечера я схожу с машины у поворота на шоссе. Ребятам в другую сторону. Мы с ними тепло прощаемся. Экипаж углевоза. ║ kartinki/tianshan2002/58.jpg Солнце село и уже не так жарко. На перекрестке затихает небольшой рынок. Слоняются люди. Я голосую. Через 5 минут останавливается спальный автобус Урумчи-Кашгар. В нем три ряда двухэтажных кроватей. Рядом с водителем плотный мужчина средних лет. Немного разговариваем. Они едут на какой-то религиозный праздник. Образно показывает, что с китайцы с мусульманами в "контрах". С такими беседами с поминанием Чечни и, что керестане (христиане) тоже люди я доезжаю до перекрестка за поворотом с автострады на Аксу. Здесь большое оживление и я, вскорости, усаживаюсь в такси, выгрузившее здесь пассажиров. Аксу хорошо освещен. На улицах, как впрочем, и в других виденных нами местах Синьцзяна вечернее оживление. Водитель не знает английского и отель Дружба - Freindship мы находим с расспросами и не сразу. За проезд он, как и водитель автобуса взял доллары. Я долго объясняюсь на приеме. В конце концов, из камеры хранения извлекается моя сумка, где лежал ксерокс паспорта. По этой бумажке меня поселяют. 21-24 августа Последующий день проходит в телефонных звонках. Про ребят ничего не удается выяснить, но проявляется Миша (Гу), который говорит, что Саша выехал нас встречать. Лишь под следующее утро в моем номере появляется вся наша команда. Времени немного и ребята быстро моются в душе. Они так и пребывали в районе моста, пытаясь через проезжающих и проходящих передать информацию в Талак. Там были и пограничники из Талака, заезжавшие сюда за углем. В то же время Саша ездил на лошади к базовому лагерю на Чон-Терене. Он так ничего и не понял. Информацию передал лишь киргиз-пастух. Саша ночью с джипом добрался до ребят... Обратно в Кашгар мы ехали вполне нормально и даже смогли поспать в купе. В запасе еще один день. Саша ведет меня к китайскому народному лекарю. В приемной идет прием сразу нескольких больных. Кому-то ставят банки, кого-то массируют. Лекарь - пожилой сухощавый китаец. Он сообщил, что был в районе Томура в топографической экспедиции лет тридцать назад. Он осматривает распухшую ногу, как-то ее массирует (сразу становится тепло) и что-то вправляет. Боль частично исчезает и на ногу можно гораздо легче становится. На следующее утро мне намазывают ногу какой то смолой и туго бинтуют. Дополнительно предлагают принимать китайское народное снадобье () для снятия гематом (надо сказать, что оно отлично сработало!). Уже в Москве я пришел к Олегу Миленину. Он, глядя на снимок, сказал, что сломана таранная кость. Нынешнее состояние таково, будто перелом был месяц назад и вполне правильно был поставлен. Спасибо народной медицине. Ну а мы уже на перевале Иркештам и прощаемся с Сашей до следующего года. Впереди еще небольшие приключения и сложности с вылетом, но это не так уж и интересно...