С перевала мы с Машей, как обычно, выходим немного позже. Приступаем к страшному веселому спуску, которым мы пугали друг друга весь поход. И никак не можем понять, где он начинается. Тропа идет довольно полого, но я ехать и не пытаюсь. На удивление скоро догоняем своих - они одевают велотуфли, а Аленке возвращают педали (за плохое поведение их сняли еще после Гузерипля). Но через 100 м. совсем порвался мой рюкзак, так что я вынимаю из него все (точнее, оно само вывалилось) и накладываю в Машин. Антон с ребятами нас обгоняют, Артем тоже прикрутил рюкзак к велосипеду. Я готовлюсь к тому, что мы их увидим уже вечером на стоянке. Дело в том, что Антон вчера на суперпросмотре встретил на перевале группу с девушкой, ходившей год назад по этому же маршруту на велосипедах же, и она сказала, что "Драм весь веселый спуск проехал в седле".
Однако мы их увидели раньше. Антон уже вылез из обрыва, а Анка с Аленкой восхищенно на него смотрели. Велосипед лежал метра на три ниже тропы.
Основной темой разговора становится гадание, где же это Драм так назюзюкался, что всюду ехал.
Идем еще полчаса-час и решаем, что пора вставать. К этому моменту у меня разболелась нога, да еще вывел из себя мой велорюкзак, в котором к тому времени ехали только накидка от дождя и коврик, он замучил меня постоянными попаданиями в спицы, свешиванием  вбок и прочими капризами, в отчаянии я даже бросал велосипед и рюкзак на камни, но это не помогало. Я отдал его Маше.
Место для ночевки замечательное. Последний раз бросил в сердцах велосипед, сел на траву и стал любоваться вечерним солнцем, угадывавшимся сквозь ветки сосен. Эффектно смотрелась Маша, вкатившаяся к поляне на бешеной скорости, по крайней мере мне так показалось.
Все все сушат,
Антон заподозрил что-то недоброе в фотоаппарате. Как всегда стемнело и, кажется, кончился сахар. Аленка выложила недоеденный ужин и сбежались мыши. В какой-то момент показалось, чтов се вокруг кишмя кишит этими мышами, было решено все повесить на деревья, но тут же стали строиться теории, что и это не поможет, т.к. норммальная кавказская мышь умеет лазить по деревьям...
Мне натерли ногу какой-то прогревающей штукой с интересным запахом. Артем сказал, что штука эта не для того вовсе предназначена, но она все равно помогла.

5.08.2000
Около 10 встали. Светит солнце, Антон сушит фотоаппарат, Артем карту, я тоже сел и стал сушить самого себя, хотя сушить было и не от чего.
После завтрака долго ходили, разыскивая очередную сушеную вещь.  Я дошел до бутылки с оставшейся одной порцией водки и потребовал, чтобы и ее кто-нибудь осушил. Удалось уговорить только Артема.
В 12:50 вышли. Страшного спуска все нет и нет. Идем потихоньку и через 3 км. приходим к поляне Холодного родника, оттуда еще 2 км. и начинается дорога. Это первое место за последние 4 дня, где может пригодиться велосипед. Артем сразу упиливает (Антон с ребятами уже давно упилили, т.к. они спешат в магазин). Проезжаем верхний кордон, я останавливаюсь подкачать колеса, а попутно выяснить, не там ли внутри Антон. Действительно, появляется мужик с кинджалом на поясе, спрашиваем про велосипедистов, - он их уже пропустил. Сказано так, будто думал - пускать или здесь кончить, а потом все же решил пропустить. Едем дальше по дороге и находим Артема, на развилке среди велосипедов и изучающего карту. Нам надо пересекать ручей. Антон с ребятами куда-то ушли. Я не очень понял, что они там ждали, т.к. вроде перед тем торопились. Перетащились с Машей через брод, тут и остальные подошли. Ехать как-то не очень хорошо, то камни, то лужи, все время вверх-вниз. Перед самым Бабук-Аулом Маша упала и ушибла руку. Обиделась на меня.
Привал на фоне приютского ангара.
Дальше Антон пытается организовать движение - впереди самая медленная Маша, что-нибудь такое, но не получается, потому что Маша оказывается слишком медленной. В итоге все снова уезжают вперед, а мы ползем потихоньку. Однако, полностью отстать снова не получилось - у Артема прокололось колесо. Поджидаем его на нижнем кордоне, Антон с ребятами уехали на показанное место у реки, а мужик-Виталий пытается развлечь нас разговором, что емму дается с некоторыми усилиями, а нам - с еще большими, поэтому вернулись к Артему и сказали координаты предполагаемой ночевки. Успеваем до полной темноты поставить палатку. Шумит река. Место какое-то огородное, в дальнем углу стоят ульи, есть горчица в баночке.
Артема все нет и нет, но когда я уже стал переживать, что что-то неправильно сказал, он въехал. Возможно, он просто долго въезжал в мои объяснения. Антон устраивает какие-то омовения.
Прощальный ужин, у меня появляется какое-то грустное ощущение, немного напоминающее последний день на море, когда мы ездили всей семьей в Гантиади.
Артем сообщает расписание электричек в Краснодар. Консультируюсь с Антоном, сколько мы можем добираться до Дагомыса - часов 5, отвечает Антон, знаешь, на вашем месте, я бы приехал в Солох-Аул и сел на автобус, из Верхнего Солох-Аула автобусы ходят каждый час.

6.08.2000
Встали с Машей на час позже, чем собирались - в 6 с копейками. В 7:10 вышли, довезли велосипеды до дороги и немного проехали, я все время оборачиваюсь назад и поглядываю углом глаза, едет ли Маша, но Маша едет. Дорога по-прежнему не сахар. Встречам ниву с лесниками, они спрашивают, посмотрел ли Виталик наши бумаги. Перед местом, обозначенным на карте как Бзыч,  - брод, на котором происходит настоящее шоу: переезжают три машины - нива, маленький джип и козел.  Нива едет очень осторожно, залезает на тот берег, останавливается, джип, напротив, с рыком и брызгами кидается в воду, подпрыгивает и переваливается, а козел на середине реки как бы глохнет. На вопросительный взгляд компаньонов оттуда высовывается мужик и спрашивает:"Ноги мыли?", при этом он поворачивается на сиденье, аккуратно снимает сандалии и бережно опускает ноги в поток. Мы тоже моем ноги.
Накануне нижнекорденный Виталий говорил нам про какую-то дорогу низом к Солох-Аулу, я тогда не понял, но и переспрашивать не стал. Теперь понял - низом - это дорога, которую каждый год заново накатывают в русле реки. Однако, ехать по этой низом было совершенно невозможно, намного приятнее идти пешком. Где-то в 9:10 мы сделали на ней привал. Нежаркое белесое солнце светило нам вслед. Много машин и людей с длинными удочками, шастающими по берегу.
Дорога выходит к поселку с кафе и киоском. Какой-то поддатый парень что-то кричит Маше, сначала вроде просьбы покататься, а потом вроде совета крутить педали, я думаю, он был дезориентирован - из-за шлема Маша больше похожа на мальчишку, и как бы так, по-своему, ее облаял. Поэтому завтракать в кафе нам и в голову не пришло. Далее, перед выездом на асфальт осмотрели киоск, но остались неудовлетворены. Едем наконец-то по-настоящему, однако от меня раздается стук и треск - цепь растянулась, как она могла растянуться за ночь - я так и не понял, вчера, вроде, все было тихо. Еще я выбрасываю свои новые большие цветастые кроссовки.
Едем, что-то в районе 11 добрались до развилки у начала живописного серпантина, я заподозрил, что именно он и показан на карте, а дорога на Дагомыс - не показана. На одном из внешних поворотов вместо столбика поставлена маленькая часовня. На краю обрыва стоит кафе "Скурия". Сидим в специальной железной клетке с захватывающим видом на речку. Видно, что от часовни машина может лететь метров 200.
Позавтракали:
Сок   1 38-50 12-00
Морож   1 19-80 19-80
      222-70
(Холодильник сломался и мороженое потекло, так нам сказали).
В этом месте совет Антона смотрелся довольно забавно - своим ходом нам надо было ехать по более менее пологой дороге до уже недалекого перевала, а чтобы попасть на автобус, сначала следовало вломиться по серпантину.
В общем через час-другой, в 13:10, были на высшей точке дороги, среди трансформаторных будок.
Спуск. Спуск классный, не знаю, стоило ли неделю таскать с собой велосипеды ради одного спуска, но сейчас ехать было просто здорово.
Убегал вперед и поджидал Машу. Один раз вижу, что едет она вся восторженная, показывает мне руку - оказывается, научилась кататься, держась за руль только одной рукой!!!
Проскочили явно работающий магазин в 3-й роте, в других местах, наоборот, остановились, а был перерыв. В итоге, целый час простояли около продуктов за 3 км. до Дагомыса, выпил пару бутылок пива. Был свидетелем забавного диалога между водителем с орлиным носом, сидящим за рулем газика и заглянувшим к нему прохожим:
Ну как?-Нормально - Бабы есть? - Не видел - Пьешь? - Да я же не пью - Ты странный какой-то, то только и делаешь, что пьешь, теперь - не пью... - Да на себя посмотри, ты же сам пьешь! - Я? Я пью? Нет, я не пью. До семи не пью. Вот как семь часов, тогда, конечно,  сажусь, но до семи - нет.
Двинулись дальше, почти сразу город, дорога пересекла трассу  и как-то незаметно мы оказались окружены курортниками со всякими пляжными принадлежностями.  У железнодорожного моста свернули к станции, как раз объявили об электричке на Туапсе. Затащились на платформу, решили ехать и только в вагоне сильно об этом пожалели - за окном в 50 метрах - море. Несколько раз  порывался вылезти на какой-нибудь остановке, но неохота было снова потом влезать в поезд. К тому же мы немного надеялись на последнюю электричку в Краснодар, хотя уже точно решили, что сначала пойдем купаться, а потом уже уедем.. Так и доехали до Туапсе.
На этом, можно считать, наш поход и закончился, но на самом деле, если считать поход до возвращения домой,то у меня  он тянется еще 2 дня, а у Маши - три недели...
В общем, в Туапсе оказалось, что все электрички на Горячий ключ давно ушли. Но перед тем, как двинуть на автовокзал, я все же догадался посетить кассы дальних поездов, где без проблем отоварились на 21:50 (морально очень помог мужик, сначала влезший без очереди по служебному удостоверению, а потом сообщивший, что в Краснодаре авто- и просто вокзалы нахоятся в одном месте). Велосипеды составили рядом с еще какими-то 2-мя навороченными меридами, наверное тоже из Москвы.
Съездили на рынок, потом на грязный городской пляж. Море отличное. Дождались захода солнца и двинули обратно. В темноте я принялся паковать 2 велосипеда в один велочехол. Достиг весьма скромных успехов.
С трудом уложились к назначенному в билете времени, но поезда нет. И в ближайшие 2 часа не будет. Поезд, кажется, пермский, соответственно, немало рядом пермяков понабежало, тоже волнуются.
Багажный билет надо было брать в соседней кассе, так что я не стал, проводница роптала, но пустила, на наше пояснение, что это - спортивные велосипеды, она возразила, что надо разобрать, на что я сказал, что они уже разобраны, посмотрите, колес-то нет!

7.08.2000
В 4:00 поезд пришел таки в Краснодар, мы вползли в ремонтируемый, но сейчас пустынный и функционирующий, переход, расположились в какой-то нише, чтоб не сказать лоджии. Совершил экскурсию, закупился пивом Оболонь-2000, немного посоображал и взял себе билет до Москвы на 9:11, а Маше - до Феодосии на 9:01. Маша, оказавшись в цивилизации, тоже не растерялась, подала идею дать домой телеграмму, потом, мы, для надежности, еще и позвонили.
Теперь уже почти совсем все, но я не могу не рассказать  о самом тяжелом участке нашего маршрута. Без чего-то 9 обошли здание, составили рюкзак с чехлами рядом с переходом, Маша побежала на автобус. Тут объявили об опоздании моего поезда на 10 минут и я пошел провожать Машу. Поскольку все время передают, что оставивших вещи без присмотра подвергнут штрафу, я оставил вещи под присмотром. Пошел я не зря, т.к. Маша не смогла впихнуть рюкзак под сиденье и теперь пыталась пристроить его в багаж. Водитель объяснил, что в багаж можно только по багажному билету и я пошел купить такой билет, но т.к. было уже 9:05, а автобус - 9:01, то в кассе мне сказали, что автобус формально уже ушел и билет не положен. Разорвала этот замкнутый круг контролерша, указав какую-то, с виду обычною, но по сути - специальную кассу.
Я побежал обратно и обнаружил только кучу своих вещей, стерегущих их не было, поезда тоже не было и не было никаких известий, куда его подают. Я стал судорожно добывать эти известия, а когда добыл, то они уже были и не нужны, поезд был отчетливо виден, он шел на хрен знает какую платформу, а мой вагон оказался в дальнем его углу. Я влетел в переход, в котором к тому времени уже раскочегарили строительные работы, на меня зашикали, но вняли моей мольбе и пропустили. Пол пути я то ли бежал, то ли полз, потом бросил рамы и понесся на уже последний отчаянный просмотр. Проводница успела спросить что-то про номер моего вагона, когда перед ее носом со свистом проносились рюкзак с колесами. Я уже ничего не видел вокруг и не слышал, но успел забросить и рамы, через полминуты поезд тронулся, а перрон, естественно, остался.