а стоянка на Оке была у живописнейшей скальной стенки высотой метров 150. Вообще на Оке попадаются на редкость красивые места.

18 августа.

Мы слегка не укладывались в график, и поэтому был назначен ранний (для нас, конечно) подъем. Встали в 8 (как нам казалось, в несусветную рань) и начали собираться. Наше самолюбие было уязвлено проплывавшей мимо группой из двух катов (это называется мы быстро собирались!). С катов спросили откуда мы и собирались проплывать дальше, как тут Митяй узнал в катамаранщиках челябинцев, с которыми мы стояли на Хойто-Голе. Когда Митька представился, с катамаранов раздался крик "Чалка!!!". Всегда приятно встретить знакомых людей (если это хорошие люди). Челябинцы пообщались с нами и, оставив нам в подарок молодой вареной картошки и оладьев, двинули дальше.
Этот день был очень долгим и противным. Непрерывно шел моросящий дождь, у меня в каяке постоянно было полно воды и хронически затекали ноги. Ребята на кате выбивались из сил. Татьяна на мое предложение поменяться местами отвечала категорическим отказом (хотя на каяке она ходить умеет). (Д.Г. - Она всем отвечала категорическим отказом на такое предложение.)
К концу пути каркас моего каяка потерял всякую жесткость. Его так гнуло на валах, что шиверы (а они на Оке порой с двухметровыми валами) я предпочитал проезжать лагом. Все бы ничего, да только это скучно и долго. Вначале я научился в процессе проезжания шивер курить, потом прикуривать, потом спать...
В этот день мы прошли почти сотню километров.
Проехав мимо уже вставших челябинцев, мы вылезли на нашу последнюю на маршруте стоянку не доезжая 15 км до Верхней Оки.

19 августа.

Утром боги смилостивились и установилась прекрасная солнечная погода.
На берегу, около поселка Верхняя Ока, собиралась и сушилась большая компания разных групп.
Было так тепло, что тянуло искупаться. Что я и сделал, для начала потешив публику, сидя в каяке.
Вначале я кильнулся и встал с веслом. Потом решил без.
Я отдал весло Стасу, попросив его подстраховать, и лег. Вообще-то я уверенно встаю без весла, но тут вот не получилось. Как выяснилось позже, развалился чиненный мной упор (а без упора и без весла ну никак!). И вот вишу я вниз головой, тяну руку наверх, а пальцы жадно воздух в поисках весла хватают. А Стас весло подать никак не может, т.к. течение на Оке очень сильное и его сносит. Челябинцы чуть в воду не попрыгали меня спасать и при этом на наших косо смотрели, т.к. те знай себе веселятся. Они-то понимали, что если руку тяну, то еще воздух есть, чтобы с веслом встать. А для незнающего человека картина трагичная: каяк подергался и затих, плывет кверху килем и только скрюченные пальцы судорожно пытаются за что-нибудь схватиться.
Тут воздух совсем кончился, и я с позором отстрелился.
Благодаря прекрасной погоде мы успели помыться, просушить шмотки и достаточно рано уехали на подвернувшимся ГАЗ-66 вместе с челябинцами. Водитель запросил 400 руб., что получалось меньше 40 руб. с носа (7 нас и 4 челябинцев), и мы не торговались.
По дороге запасливые челябинцы поили нас архе и кормили сметаной, хлебом и свежей зеленью. Милые люди! Я думаю, что выставленное нами на станции пиво не компенсировало их доброты к нам.
На станции Зима нам удалось взять билеты на владивостокский поезд, идущий через полтора часа. Причем билеты взяли в один вагон (на следующий день у нас уже было одно купе целиком и три места во втором купе).
Обратная дорога в поезде проходила за игрой в преферанс. Так как большая часть группы на второй день обратной дороги чем-то отравилась, особой гулянки в пути не было. Была грусть о прошедшем отпуске, о прошедшем лете, о закончившемся маршруте, который стал казаться слишком коротким.
Ну вот и все...

И напоследок несколько ценной информации.
Беря билеты на поезд туда, нужно называть станцию "Слюдянка 1", а не просто "Слюдянка"!
За Орликом через Оку построен мост, так что переживать за паром не придется.
С бурятами нужно торговаться. (За исключением, как было у нас, случаев патологического везения.)
Обязательно постарайтесь запланировать пешку на Хойто-Гол и в Долину вулканов -- не пожалеете!
На волоке тщательнее смотрите за тропой. Если есть подозрение, что вы ее потеряли, лучше пробегитесь налегке и посмотрите -- "дешевле" выйдет!
Все интересные пороги на Хойто-Оке лучше просматривать и страховать с правого берега. Правый берег также лучше подходит для фото- и видеосъемки. Исключение составляет только "Встречный" -- его есть смысл посмотреть также и с левого берега, а место съемки на "Встречном" - дело вкуса.
Температура воды в Хойто-Оке была меньше 10 градусов. В Оке поднималась до 14 (оценки субъективны).
На Хойто-Оке и Оке со стоянками особых проблем нет. За 2 часа ходового времени подходящее для стоянки место можно найти всегда.
При покупке билетов в Зиме вам наверняка предложат места в разных вагонах. Попробуйте уговорить кассиршу дать билеты в один вагон. Может получиться.

Лирика.

Катамаран и каяки.
Все, что приходилось слышать о совместном прохождении маршрута катами и каяками, было по большей части негативным. Наш опыт это опровергает. Не знаю, помогли ли мы чем-нибудь кату, но он (кат) помог нам (каякерам) очень сильно. Во-первых, страховкой. Вопреки широко распространенному мнению (не будем тыкать пальцем в Валю Юрина) страховка катом оказалась очень эффективной.
Мы Кат на страховке
Андрей Коваль и Танюша Губанова отрабатывали на страховке очень грамотно и терпеливо. Порой они торчали в улове по часу, ожидая, пока порог пройдут все каяки. Никаких проблем кат нам не создал. Единственный неудачный случай произошел по моей собственной глупости. Я зачалился к кату выше по течению и соответственно чуть не полег (под кат). Кроме того, на кат мы отдали изрядное количество снаряжения и продуктов. Вообще-то мы могли везти все сами (в начале сплава так и было), но разгруженный каяк легче управляется. Кроме того, Митьке и Стасу стало удобнее доставать аппаратуру для съемки.

Шовинизм.
Приходится часто слышать мнение о негативном отношении к москвичам как со стороны прочих туристов, так и со стороны местных жителей. Поэтому многие москвичи на маршруте представляются жителями других городов. Для себя я такой подход не приемлю. Мы шли весь маршрут, "гордо неся в руках знамя Москвы". Это мой город и я люблю его! Я люблю москвичей и горжусь тем, что я москвич! Наверняка, узнав, что мы из Москвы, нам называли завышенную цену. Может кто-то оказал нам более холодный прием. Но в целом все, кого мы встречали (за редкими исключениями), относились к нам очень хорошо. И я уверен, что многие после общения с нами стали относиться к москвичам намного лучше.

Александр Крайнов
Москва 1998

Наши благодарности:

Вале Юрину - за помощь в выборе маршрута и кучу предоставленной о нем информации.
Сергею Губанову - за предоставленные карты.
Все комментарии присылайте на stasv@aha.ru