, а удовольствие то же. Просто ванна очень глубокая, больше роста человека (на горной реке!). После этого мы, бодренькие, сделали шесть километров по горам и ворвались в Соколиное с голодными глазами. Чебуреков, о которых мы мечтали две недели, не оказалось. Мы выпили три литра молока с пирожеными, причем половину прямо у прилавка на базаре пока бабушка выливала его в банки. Мы, как голодные дети застенков, драли батон на куски и заливали молоком урча, чавкая и охая.

Потом было плохо, но зато мы ехали сразу на Чуфут-кале (пещерный город). Там процветает цивилизация. Там, где раньше были развалины церкви, в которых ковырялись любители, теперь красивое здание в скале, а вокруг налепили вполне жилых домов. На нашу любимую лестницу сделали калитку, закрыли ее и посадили рядом павлинов. Пришлось обползать по лесистому склону. Там были наши последние две ночевки, а утром второго дня мы, пронесясь ураганом по центральному рынку Симферополя, ворвались в поезд, нагрузившись фруктами.

В дороге у нас была фруктово-медово-печенная диета с дынным развлечением. На каждой остановке я бил копытом и порывался понаскупать все, чем торгавали бабушки на перроне. Цены конечно в несколько раз ниже, чем в Крыму и в Москве. В результате мы теперь ждем дозревания дубовых груш.

Вот так прошли две недели.

Теперь отдыхаем от рюкзаков, залечиваем поцарапанные ноги и руки и доедаем остатки лакомств.

Медведев Константин

Крым-99. Евпатория (27 июля - 8 августа)

Билеты: Н. Новгород - Симферополь (и обратно) плацкарт 500 р/чел в одну сторону.

С таможней проблем не было никаких - прошли наши (в Белгороде) и украинцы (в Харькове) - посмотрели паспорта. Все.

1$=4 грн (гривны, 27 июля), сейчас около 5 грн (8 августа). Действительно есть смысл пользоваться услугами менял, которые ходят по поездам - у них порой получается выгоднее поменять рубли-доллары на гривны.

бензин92 (27 июля) ок 2.70 грн/литр (хотя на заправках его в основном нет) причем сбоев ни в общественном транспорте, ни в работе таксистов не видно.

Удалось за 5 баксов доехать на такси от Симферополя до Евпатории (около 100 км) - но с попутчиками (т.е. целиком машина обойдется в два раза дороже, но - торгуйтесь!).

Если интересуетесь портвейном, то в Евпатории недалеко от автостанции (ок. 5 мин ходьбы) есть оптовый базар, там красный крымский портвейн стоит ок. 3,5 грн. От того, что продается в магазинах за 7 грн., вроде бы не отличается. Всякая там еда во всяком случае не дешевле, чем у нас, фрукты достаточно дороги - сказывается неурожай.

Best regards,

Dmitry I. Kuritsyn nn5244@nnov.sitek.net

Отдых в Севастополе в августе 1999 года

Пару слов о нашем отдыхе в Севастополе. Мы начинаем писать отчет, который опубликуем позже. А пока для начала - мое письмо Константину Медведеву.

Привет, Костя! Мы тоже приехали.

Мы путешествовали меньше, за две недели выбрались только в Ялту, посмотрели на нижнюю Массандру и на Ялту с канатной дороги. Поскольку мы в Ялте ничего не знали, то до Никиты не добрались (теперь знаем как туда ехать). С билетами на автобусы в Ялту из Севастополя не очень хорошо, приехали в Ялту позже чем собирались, а уехали раньше.

А все остальное время бродили по Севастополю, купались, ходили в дегустационный зал, ели шашлыки, смотрели через засвеченную пленку на солнечное затмение.

В последние два дня Леша взял у папы фотоаппарат, и мы фотографировали. Это будет Лешин первый опыт в фотографии (я летом после 6 или 7 класса упражнялась в черно-белой фотографии).

По поводу "бродили по Севастополю". Мы съездили в Балаклаву. Там такая бухта! Сначала она мне ужасно не понравилась. Что может из себя представлять бухта, в которой долгое время стоял российский подводный флот, а одно время даже весь российский? Весь берег забетонирован, понапихано всякое железо, которое, как нам рассказали, оказалось украинским подводным флотом (одна лодка, которую в движении никто не видел).

Но, когда мы оттуда уехали, эта бухта мне все время вспоминалась, оказалось, что надо смотреть чуть выше железа. В общем фотографии тоже будут. По преданию в этой бухте спасался от шторма Одиссей. Она всегда тихая.

Сначала невозможно поверить, что это море. Набережная вокруг бухты в некоторых местах чуть-чуть выше уровня воды, сантиметров на 20. Никакой защиты от морской стихии. Кажется, что это пруд или озеро.

У меня такой же глюк постоянно случается в Херсонесе. Там слева от официального входа (того, через который по билетам ходят) находится Карантинная бухта. А берег покрыт травой, ни песочка, ни камушков. Очень похоже на берега подмосковных прудов или какой-нибудь тихой речки. Только корабли военные стоят. Я, когда прихожу, каждый раз себя вразумляю, что это никакой не пруд в моем родном Климовске, в который каким-то чудом попали корабли, а море. И, ведь, часто хожу вдоль берега, вижу, что "прудик" сообщается с морем.

И с Балаклавской бухтой то же самое. Когда я ее увидела мне не верилось, что это кусочек моря, только путешествие на катере спасло.

Из бухты ходит катер на два соседних пляжа: Ближний и Золотой. На обоих вода чистая и очень красиво, особенно на Золотом. Если от него чуть-чуть пройти еще дальше от Балаклавы, то будет виден мыс Айя. Некоторые считают, что это одно из красивейших мест Крыма. Возразить им трудно. Там, кстати, много палаточников стоит. Водитель маршрутки, на которой мы ехали, сказал, что егеря с них денег требуют, но, судя по тому, как они нас пропускали, с ними легко договориться. Мы, можно сказать, напрашивались им заплатить (по гривне с человека), но они сказали: "Если вы в первый раз, то идите бесплатно, заплатите в следующий раз". Мы говорим, что следующего может не быть, так как мы скоро уезжаем. Они все равно денег брать не захотели.

С Ближнего пляжа мы возвращались пешком, дорожка идет по горе вдоль берега. В общем, оправдать поездки на катере можно только для мам с маленькими детьми. Остальные, не ходящие пешком по горе и пропускающие такую красоту, теряют полжизни. С Золотого мы тоже ехали на катере, поплатились за то, что большие сони и приезжали в Балаклаву поздно, а ходить по горам в темноте, не зная дороги, мы не решились.

Мы купили карту Крыма, изданную каким-то киевским военным издательством. Они, видимо, взяли не самую подробную военную карту и просто ее издали. Смешно то, что на этой карте в некоторых малонаселенных местах очень много сараев. При сравнении местности и ее изображения на карте эти сараи оказываются воинскими частями. Причем сначала я это просто проинтуичила, а в Балаклаве была возможность, стоя около воинской части, мимо которой идет дорога с пляжа, найти соответствующий сарай.

Счастливо! Пиши!
Галя.

О Казантипе (1994, 1997, 1998 год)

Я "открыл" Казантип в 1994 году (случайно попал туда в конце августа-начале сентября), после этого был в 1997 (5..20 августа) и 1998 (19 августа - 8 сентября) годах, останавливался в "Крымском Приазовье" (жалко, но этот пансионат сейчас сдыхает). Ужасно понравилось мне это место своей некоей патриархальностью, тишиной, etc... etc (но, похоже, это кончается, и Казантип становится модным курортом - сие жалко - быстро загадят, как южный берег Крыма)...

Мой сайт http://imc.misa.ac.ru/pilger_roll, а "Крымская" страница в нем - http://imc.misa.ac.ru/pilger_roll/crimea.htm (очередной upgrade сайта будет теперь уже в начале-середине сентября 1999 года); на этой странице много ссылок на другие Казантипские сайты.

Итак, в последнее время Казантип стал более обитаем - а это плохо - конец ему (люди способны разрушить все). Местные жители вспоминают 70..80-е годы, когда Казантип был буквально тихим кладбищем. Катавасия началась со строительством АЭС (помню, в середине 80-х годов я в Евпатории случайно разговорился с одним мужиком - он строил эту АЭС, все хвалился заработками). Теперь на Казантип надо ехать или до или после фестиваля (до 20 августа или, например, в сентябре). Уж очень берег загаживают эти фестивальщики - буквально горы банок-бутылок. Сам видел гору алюминиевых банок в углу зала АЭС, где ночные танцульки. Кстати, похоже, это все же не машинный зал - по меньшей мере, стоящие там агрегаты явно не турбины - скорее теплообменники 2-го контура теплоносителя (made Электросталь). Где должны были быть турбины - мне непонятно... может, в этом же зале - но непохоже...

В 1998 году мужики автогеном резали трубы забора охлаждающей воды (шли от насосной станции - серое высокое здание на восточном берегу - до АЭС), так что труб уже нет. Я думаю, что лежащая крышка не есть крышка самого реактора (ибо он находится внутри реакторного отсека и представляет из себя цилиндр из страшно качественной стали - но с патрубками для циркуляции перегретой воды - ведь он же ВВЭР - водо-водяной реактор), а крыша реакторного блока - ее и должны были ставить эти краны, а потом залить бетоном. Хотел я забраться на кран, чтобы посмотреть сверху на реакторный отсек и увидеть реактор... но побоялся.

Меня также удивляет количество скелетов хрящевых рыб на восточном берегу; раньше я думал, что это рыбаки берут икру, а рыбу выбрасывают... но сейчас так не думаю, ибо рыбой - копченой, сушеной, в виде шашлыка - торгуют на каждом шагу, так что это, пожалуй, погибшие естественной смертью рыбины (давным-давно, будучи на студенческой практике в Жданове, видел такие же скелеты на пустынном берегу к югу от города). Я даже привез для себя несколько огромных позвонков на память. Также несколько раз видел умирающих (?) чаек, одной дал немного пресной воды - пьет с жадностью, может, оклемается? А вообще-то должен быть естественный отбор - вот он и есть...

1997 год был страшно сырой для тех мест - дожди почти через день (не считая кары небесной 13 августа, когда смыло мост у Калиновки, а в Алуште речушка Демерджи унесла несколько домов). Я весь день 13-го носа не показывал носа на улицу (спускался только в столовую) - читал "Бег"; особенно страшные молнии (и гром) были ночью на 14-е... а утром - чистое голубое небо и жара! Местные жители говорят, что в 1997 году местные коровы просто обалдевали от количества зеленой сочной травы - обычно они объедают листья с кустов и деревьев, в другие годы за месяцы не выпадает ни одной капли дождя - это норма для тех мест. После ливней осени 1997 года Акташское озеро вышло из берегов (в 1998 году нельзя было пройти на восточный берег со стороны рынка Щелкино - надо обходить или через пансионат Мысовое или топать по асфальту до солнечной электростанции (СЭС)). К сожалению, часть лесополосы, непосредственно примыкавшей к асфальтовой дороге на СЭС, оказалась залитой соленой водой Акташа и погибла (стоит коричневой - сухой полосой, осенью 1999 года я, наверное, дам несколько фото на сайт - там видно - на снимке с вершины Казантипа панорамой на восточный берег и СЭС).

В конце августа дома Мысового вдоль Казантипа на дороге к пионерлагерю стояли в воде, как корабли - люди ходили в саду по колено в воде ! Но уже через дней 3..5 эта вода ушла, а по настоящему серьезные (переполнившие Акташ) дожди были осенью (говорят).

В 1998 году после 31 августа (внезапно начался сильный очень холодный ветер) начались ежедневные ветра (не теплые, при ясном и чистом небе) - так что купаться стало проблематично.

Насчет дешевизны - пожалуй, но она кончается (с ежегодным увеличением количества приезжающих на Казантип). Вообще-то самое вкусное там - местные мелкие дыни (жалко, нет хорошего крупного винограда - вымерзает он зимой на северном берегу Крыма).

Пока очень дешевы квартиры в Щелкино - от $1500 за однокомнатную до $4000...5000 за четырехкомнатную (это на порядок дешевле, чем в Москве); уже очень много квартир в городе продано.

Бич Казантипа - комары (цикл развития проходят, гады, в Акташском озере); они были там всегда и будут, очевидно, тоже всегда. Сказки рассказывают местные жители, что комары, дескать, только при дожде, что их наносит с Кабанского берега и все такое - это у местных жителей такой своеобразный патриотизм. Иногда (если нет ветра) эти комары могут сожрать заживо - где-то числа 17...18-го августа 1997 года вечером я пошел искупнуться на восточный берег - так пока только выходил из воды и одевался - живого места не оставили! Народ покупает и жжет дымовушки (на рынке - полгривны). На самом Казантипе живут гнусные черные мухи (похоже, дерьмом овечьим питаются - овец там пасут), так эти гады прекрасно летают даже против сильного ветра (а он на Казантипе всегда - вокруг море) и, соответственно, пытаются укусить.

По восточному берегу (от "Риги" и далее) мне удалось дойти до Семеновки; на пути много интереснейших бухточек - особенно одна сразу за базой отдыха "Волна"... вообще фантастическая!

Во второй половине августа каждый год на Казантипе (в Сенькиной бухте) проходят сборы аквалангистов. Что-то будет в этом году - ведь вход на Казантип теперь закрыт (30 августа 1998 года на подъеме от Сенькиной бухты меня поймал директор заповедника, показал удостоверение... и мы с ним долго беседовали). Что он будет делать с пыхтелками и скважинами? Какой идиот вообще надумал их ставить - ведь дебет скважин (и вокруг АЭС тоже) не превышает нескольких тонн в год (а куда увозят - неизвестно). Местные говорят, что эту "нефть" можно заливать в бак вместо солярки (воруют, естественно) - и дизель прекрасно ходит!

В этом году я не поеду, посмотрим, что будет после. Я обычно еду на Керченском поезде - сейчас он приходит в "Семь Колодезей" часа в 2 дня (до 1997 года - в 4 утра!). Раньше сходил на Владиславовке (с Феодосийского) и ждал местного поезда - так что Владиславовский вокзал знаю наизусть. Говорят, в период массового отъезда с фестиваля платили до 50 гривен за такси! Или это сказки... Автобус возит за полторы, а частник меня довез за две... (правда, поздно вечером и не в сезон - 8 сентября 1998 года).

Апвеллинг в Черном море в июле 1997 года я не застал, а вот Лисью (Лысую) бухту (и скалу Арбуз со стороны Курортного) знаю хорошо - в 1995 году там купался в голом виде постоянно (пляж там близок к идеальному). Кстати, там можно посмотреть, как растут каперсы - хилые такие стелящиеся растения с жалкими плодами (в районе Судака каперсов немало по берегу). Курортное (от Щебетовки 4 км к морю) - прекрасное место и ни одного комарика на километры местности - ибо сушь страшная! Всех жителей Курортного переселили в Щебетовку (там есть и 9-ти этажные дома - глупость несусветная для поселка), но старенькие домики в самом Курортном сломать забыли - так кое-кто живет в них, но большинство сдают отдыхающим. Но плохо - всего два автобуса в день до Фео. Я из Курортного ходил и на Кара-Даг, и в Коктебель, однажды по берегу (в сторону Судака) дошел до Прибрежного и далее вглубь полуострова до Солнечной Долины (дыра страшная - один магазин, стариннейшая разрушенная церковь, автобусная остановка с жалким базаром около нее - но сплошные роскошные сады у частных домиков, бескрайние плантации Изабеллы вокруг).

В районе Лисьей бухты даже есть указатели для приезжих, в какую сторону идти за Изабеллой или другим виноградом. В Курортном имеет быть пансионат "Крымское Приморье", пионер-лагерь "Коктебель" и биостанция, построенная в начале века приват-доцентом Московского университета (сейчас местные ученые водят экскурсии на Кара-Даг и показывают дельфинов в местном дельфинарии).

На моем сайте есть адрес в Курортном (не вышеупомянутом Южнобережном, а которое на 30 км в сторону Керчи от Казантипа - старое название Мама Русская) - там дача, которую сдают. Места похожи на Казантипские, до Керчи 16 км (ходит автобус), есть очень соленое Чокракское озеро с активной лечебной грязью... и не без комариков !

Надеюсь, осенью-зимой у нас будет прямой оптокабель до Ярославского вокзала, а далее стандартный канал на Финляндию через Питер. Тогда сделаем свой сервер, ограничения на объем сайта практически снимутся, и я положу на сайт свои Казантипские фото... так что заходите иногда!

С уважением Баканов Валерий
vep@oktava.msk.su, postmaster@oktava.msk.su

Уважаемые господа Казантиписты, помогите мне достать карту города Щелкино!

Если возможно, помогите мне достать карту города Щелкино. Надо, чтобы были четко видны улицы, дома - желательно с номерами. А если у кого есть, то и карту самого полуострова Казантип (не мыса Казантип, не Керченского полуострова, а именно полуострова Казантип - грубо говоря, от "Риги" до самого мыса Казантип, масштаб примерно 1 см=0,2...0,5км).

Я со своей стороны могу подарить очень подробную карту Керченского полуострова (вышлю в GIF'е или в ксерокопированном виде - для Москвы).

Не бойтесь - я не иностранный шпион, просто люблю Казантип.
Моя "крымская" страница

С уважением Баканов Валерий
vep@oktava.msk.su, postmaster@oktava.msk.su

Впечатления об отдыхе Юрия Германа из Белоруссии (1999 год)

Из рассылки Новости Крыма радиостанции Транс-М-радио от 4 августа.

Несколько слов от человека, посетившего восточное побережье полуострова:

Ну что, начнем. Выражаю надежду, что моя писанина не слишком вас утомит и окажется вполне полезной. Сразу о ценах на вино. В рассылке за 30.06 приведены очень интересные цены на Коктебелевские вина. Они слегка устарели. А так как я работал в совхозе-заводе Коктебель целый месяц, то докладываю последние новости с рынка марочных вин....

Итак, Совхоз-Завод Коктебель: Цены на марочные вина совхозного производства . Наименование (в скобках что за оно), цена в фирменных магазинах совхоза на побережье (в скобках цена с совхозного склада в Щебетовке, правда, это только для своих).

1. Ркацители инкерманское (сухач) 3.40 (2.50)
2. Алиготе (сухач) 3.70 (3.00), [начали разливать в середине июля]
3. Каберне (сухач), 6.00 (4.70),[первый разлив был 28 июля - до того было не достать - то есть совсем не было]
4. ПКК - портвейн красный крымский (крепленое) 5.20 (4.40), [на складах есть разливы практически за любую неделю второго квартала 1998 года - урожаи 1992 и 1993 года свободно]
5. ПБК - портвейн белый крымский (крепленое) 4.00 (3.70)
6. Мадера крымская (крепкое) 4.50 (3.80)
7. Старый нектар (десертное) 6.50 (5.20)
8. Пино-гри КараДаг (десертное) 8.00 (7.10)
9. Талисман (десертное) 9.00 (7.90)
10. Мускат (десертное) 20.00 (на складах нет - спешите), [осталось только в некоторых фирменных магазинах - все, что подлежал разливу в этом году - разлили уже]
11. Бастардо магарачское (десертное) в магазинах нет (12.00), [корковая пробка, последний разлив был в декабре 1998 года, в магазины не поставляется, разливов не предвидится - были неурожаи и что - то там еще плохо было]

Коньяки:

1. *** (КВ) 8.00 (6.60)
2. Коктебель (КВВК) 16.00 (нет)
3. Крым (КС) 23.00 (нет)
4,5,6. Плохо владею информацией, но все это марочные коньяки класса КС
7. Ну и как всегда Кутузов - КОС - 25 лет выдержки - 370 гривен - дешевле купить невозможно. Говорят, что в коньячном цеху бочки со спиртами Кутузова охраняются чуть ли не как в банке слитки золота... Это было о ценах на вино и коньяк.

Далее об автостопе. Впервые в жизни я с товарищем намотал очень много километров по автомобильным дорогам Крыма, заплатив при этом минимум возможных средств. Судите сами: маршрут Щебетовка - Новый свет с посещением тропы в вышеуказанном месте и обратно - 5 гривен с носа, при чем одна только поездка на экскурсионном автобусе в Новый свет стоит 12 гривен с человека. Поездка по маршруту Щебетовка - Феодосия - Белогорск - Планерское - Феодосия - за 3.20 с носа!!!

Водители подбирают попутчиков достаточно охотно. Когда стоишь на стопе, все водитель подразделяются приблизительно следующим способом:
- не берут никогда,
- берут иногда (под настроение) или за хоть какие нибудь деньги,
- постоянно заняты,
- берут с превеликим удовольствием и совершенно бесплатно, особенно когда узнают, что студенты, да еще из Белоруссии,
- всегда готовы подвезти, как и таксисты только за деньги.

В общем, ездить стопом весело, дешево и быстро - было бы желание стоять и стопить машины на дороге под пекущим солнцем. Но есть одно "но" - как начинает темнеть и особенно ночью словить попутку просто переходит в разряд задач нереальных и недостижимых (а тем более для лиц мужского пола).

Еще об автомобилистах. В Крыму они все сумасшедшие. Подвозили один раз нас через перевал на Эйчки Даге (трасса Судак - Феодосия). Так водитель на форде транзите наверх на перевал шел 60 - 80 (как правило последнее), а вниз тормозил до 30-40 только на самых крутых поворотах серпантина. Или например на перегоне Щебетовка - Курортное (4 км) очень извилистой дороги - минимум 60!!!

Но вроде все обошлось. Только один раз на автобусе у меня захватило дух очень сильно - когда этот самый автобус и МАЗ разошлись на трассе всего в сантиметрах 5 - не больше.....

Далее хотелось бы рассказать о таком местечке Крыма, как Поселок Курортное. 32 километра от развилки Феодосия - Симферополь - Судак. Долина между Кара Дагом и Эйчки Дагом. Тихое красивое место. Пансионат "Крымское Приморье", два детских оздоровительных лагеря - "Коктебель" и "Солнечный", Карадагская биостанция (Управление Карадагского заповедника). Из достопримечательностей сами горы, да еще дельфинарий есть.

До середины июля можно было без вопросов снять комнату за 1 доллар в сутки с носа (у частников естественно). Побережье ничем не примечательно - 12 баров. Два самых приличных заведения - так называемый бар "Попугай" и бар "Жемчужина". Остальные заведения хромают по обслуживанию, отношению к клиентам и т.д.

По ночам дискотека на причале в баре "Коралл". Ах да, есть еще базарчик - продают фрукты, всякую дребедень, да еще разливное вино. Качество его безобразное - все разбавляют чем могут и как могут. Так что за этим делом лучше поехать в Планерское (нынче Коктебель). Правда есть одно исключение - дедушка с бочонком холодного в любую погоду сухача - высшая вещь!

Море чистое, пока нет дождей. Как только дождь - наполняется селевыми потоками с гор пересыхающая речушка (т.н. "вонючка"). В изобилии на побережье крабы, рапаны, мидии. Недалеко Лисья Бухта - нудистский пляж, место абсолютно дикого отдыха - с палатками и кострами.....

Юрий Герман из Белоруссии. ICQ : 30108094

Небольшой рассказ о поездке в Крым на автомобиле в трудное лето 1999 года

Итак. Вопрос о поездке в Крым встал уже в апреле. То, что туда - однозначно. И место уже известно - небольшой поселок Орджоникидзе под Феодосией.

Семейный совет (я, жена, и две особы 8-ми и 11-ти лет, которые почему-то девочками родились) постановил - едем в конце июля-начале августа, только вот как? На поезде - значит толкаться в очередях (два раза - один за билетами туда, второй - обратно). На машине - значит готовить машину. В поезде - народ толкается и туалеты грязные. В машине - романтика дороги, но самому за рулем - ни выпить, ни расслабиться. Решили таки на машине. Подходит время отъезда. Машина готова, семейство уже давно готово. Созвонились с хозяевами, у кого отдыхали в 97-ом году - они ждут, говорят, что народа мало, цены низкие, погода отличная. До начала отпуска три недели, и тут началось. На Украине пропал бензин. Совсем. Везде. В Крыму тоже. На www.auto.ru одни сообщения типа - знакомые застряли, уехать не могут. Другие отказываются от запланированных поездок. Родня в один голос прогнозирует головную боль. Да тут еще посыпались сообщения, что и в России в южных областях бензин пропал. А билеты на поезд брать уже поздно… Короче, как в “Бриллиантовой руке” - “Лелик, все пропало… Что делать! Что делать!…”. А море уже просто в глазах стоит. Принимается волевое решение - ехать на машие. Не может такого быть, чтобы на трассе нигде не было бензина! Берем с собой канистры и надеемся на провидение.

Выехали в срок. 25 июля в 4-00 утра. Решаем ехать по трассе М4 через Ростов и далее на паром в Керчь. Таким образом получается, что по Украине (Крыму) до места придется ехать всего 120 км, а это уже просто. Трассу описывать не буду. По ней только ленивый не ездил. Скажу одно. Бензин до Ростова был везде. Больше всего мне понравились дороги в Краснодарском крае и то те, которые лежат в стороне от М4. На паром мы поехали не через Краснодар, а не доезжая его свернули за Ростовом налево в сторону Тимашевска - Славянска-на-Кубани - Темрюка. Дороги неширокие, но гладкие, как зеркало, нет ГИБДДшников, немного населенных пунктов и очень красиво. Правда вот там-то бензина не было совсем. Но мы под завязку залились в Ростове. И вполне хватило до Феодосии, да еще и резервная канистра осталась в багажнике. Туда, не спеша, мы добирались два дня (с ночевкой). От Керчи до Феодосии заметили три заправки, но бензина на них не заметили. Вечером, около 22 часов, мы прибыли к дому в Орджоникидзе, разгрузились и... отпуск начался.

Поскольку и я, и жена работаем в Москве, за год так успеваем устать от московского народного изобилия, что поселок Орджоникидзе для нас буквально райское место. В нем нет санаториев - домов отдыха - пансионатов. Нет практически никаких развлечений. Поэтому среди организованных и неорганизованных отдыхающих он известен мало. Народа там немного, природа, в отличие от Южного берега бедна на зелень, но в скалах, заливах, мысах и пляжах недостатка нет. Поселок стоит на мысе Киик-Атлама, пляжи просто разбросаны вокруг мыса и мы, уходя с утра на пляж, сначала определяли - откуда дует ветер и шли туда, где его нет. Выбор был всегда. Море - чистейшее, вода теплая (t - +24-+26 С), воздух грелся до +33 - +35, но климат там сухой, поэтому жара не очень чувствовалась. Есть много мест, где можно понырять за крабами, рапанами, поискать их среди подводных камней и скал, пособирать мидий с последующим их поеданием, детям тоже раздолье - вытащить их из воды удавалось только к моменту ухода с пляжа и то разражался скандал, для решения которого приходилось применять силу - идти в воду и буквально за ноги вытаскивать детей на берег.

Горы вокруг поселка не очень высокие, но скалистые, есть где побродить, есть места с достаточно дикими видами. Через несколько заливов из поселка виден Коктебель и Кара-Даг, так что при желании пешком вдоль берега, пройдя через несколько красивых бухт и очень своеобразных скалистых мысов, таких, например, как Лагерный мыс, за четыре-пять часов можно дойти до Коктебеля, что мы как-то раз и сделали. Дети выдержали нелегкую прогулку стоически, но я думаю из-за того, что в каждой бухте они залезали в воду и полоскались по 15-20 минут.

Если из поселка отправиться в Коктебель на машине (частнике), то это займет 10 минут с затратой 20 гривен (ок. 120 рублей). До Феодосии ходит автобус и маршрутное такси (ок. 30 минут и 1.5 гривны - 9 рублей), в Феодосии тоже есть где погулять, но народа больше, чем песка на пляже, а о пляжах Феодосии и вспоминать не хочется. Мои бедные девчонки и здесь не преминули залезть в воду, но мы их потеряли в массе тел еще на пути к воде. Жена, не увидев знакомых голов в поле зрения, рванула к кромке воды, но успокоилась сразу же, как только убедилась, что утонуть там невозможно из-за отстутствия воды между купающимися. Общее впечатление о Феодосии этого года - толпа. Толпа везде. И грязно. То же самое можно сказать и о Коктебеле, и очень жаль, ведь когда-то чистое место было. Очень нас поразил автокемпинг у Коктебеля - такого скопления машин и палаток я не видел ни разу. Жена долго стояла и поражалась одной иномарке, у которой и на верхнем багажнике стояла палатка. И всегда, возвращаясь из турпохода в поселок, мы попадали просто в рай.

Проблем с бытом не было никаких. Жилье - можно выбрать и комнату, и квартиру (одно- и двухкомнатные), и дачки на горе с очень хорошим видом. Цены весьма умеренные по сравнению с Коктебелем, ЮБК и даже с ценами на российском Кавказе. Замечание о воде в поселке. В 97-ом году вода подавалась по графику, утром с 6-00 до 10-00 и вечером с 18-00 до 23-00. В прошлом году, говорили, было очень плохо, но в этом местные избрали какого-то крутого мэра Феодосии и проблем с водой этим летом не было. Равно, как и со светом. Можно также упомянуть о том, что стоянок для авто (платных или бесплатных) в поселке нет. Нужно заранее договариваться с хозяевами о гараже. Это касается автопутешественников.

Уезжая в Крым, мы набрали с собой продуктов - тушенка, макароны, чай, сахар, колбасу, супы в пакетах и зареклись на будущее что-то еще раз с собой брать. Готовить не пришлось. С утра потребляли чай с московской копченой колбасой, шли на рынок, набирали фруктов и сухого вина и шли на пляж. По пляжу в обязательном порядке ходили тети с корзинками пирогов и дяди с баклажками вина. Так что до вечера чувство голода появляться не успевало. А уж вечером шли в кафе, а их там множество, и набивали в себя и салатики, и борщи, и разнообразное второе, и шашлык, и вино, (детям - мороженое, хотя иногда давали им по 20 гр. “Черного доктора”), и то, и се, и ни разу не смогли на четверых наесть больше, чем на 30 гривен (180 рублей). При этом из-за стола вставалось с трудом и двигалось потом медленно.

За почти три недели пребывания там ни разу не упало ни капли дождя. Хотя один день не очень солнечный был таки. Солнечное же затмение выгладело просто фантастически. В момент максимальной фазы (0.9) небо окрасилось в цвет, очень близкий к фиолетовому, наступили легкие сумерки, стих ветер, вода стала, как зеркало. Жаль только, что подобное повторяется в одном и том же месте очень редко.

Забыл сказать о том, что недалеко от поселка, в бухтах, стоял народ с палатками и неплохо, по-своему, отрывался.

Время отпуска закончилось. Как всегда - очень быстро, и “почти трех недель” оказалось мало. Но надо ехать домой. К этому времени на Украине появился бензин, хотя и дорогой, и мы решили сократить путь обратно, проехав по Украине по трассе М2. Получается короче и по километражу на 170 км и не теряется время на Керченском пароме. Обратно уехали 13 августа (!) в пятницу (!) в 6 утра и с 2-мя часами отдыха и несколькими заправками доехали до дома за 26 часов. В 8 утра 14 августа выгрузил семейство дома и уставший, но загорелый уехал ставить свою ласточку в гараж. Прогнозированных проблем с ДАIшниками не было. На М2 было просто пусто, сказалась дороговизна бензина для украинских трудящихся. Российская сторона была пройдена ночью, может это и к лучшему. Тоже было пусто, но почти во всех населенных пунктах ГИБДДшники бодрствовали, так что блюдите правила даже ночью, господа.

Общий итог таков:

Туда: Фрязино, Московской обл. - Ростов-на-Дону - Тимашевск - Славянск-на-Кубани - Темрюк - паром на Керчь - Керчь - пос. Орджоникидзе, под Феодосией - два дня с ночевкой, 1689 километров и 16 рублей штрафа (это серьезно). Бензин был.

Обратно: пос. Феодосия - Джанкой - Харьков - Белгород - Курск - Орел - Тула - Москва - Фрязино - 26 часов и 1512 километров, без штрафов, бензин был.

Состав поездки: любимое авто Волга ГАЗ 2410 91-го года с общим пробегом 170 тыс. км., любимая жена с 87-го года, пробег небольшой, любимые дети 8-ми и 11-ти лет, обе - будущие тетки и я, ок. 40 лет, большой любитель отдохнуть на море.

А буде вопросы появятся - готов принять по мейлу igora@altcom.ru
Отвечать постараюсь честно и беспристрастно к любым другим местам отдыха.

С уважением ко всем, Афонченков Игорь.

Когда я прочитала этот, уже второй, совершенно замечательный отзыв о поселке Орджоникидзе, я написала Игорю, что опасаюсь за судьбу этого места - уж очень хорошая реклама получается. Вот что мне ответил Игорь:

"А что касается рекламы поселка... Трудно сказать, плохо это или хорошо. По сравнению со многими другими местами там весьма скупая природа, сам поселок небольшой и, еще раз хочу подчеркнуть, развлечений там нет, это место для тех, кто действительно хочет отдохнуть в тишине и покое. Молодые туда не поедут, а нам места хватит. Главное, чтобы мы сами не загадили его ни реальной грязью, ни виртуальной. Это, наверно, тоже можно поместить в конце отчета, как просьбу быть человеком и не гадить в собственную тарелку!!!"

Турбаза "Таврида" (бухта Ласпи)

Отдохнули мы прекрасно. Несмотря на бензиновый кризис автобусы до Фороса ходили, но мы доехали на частнике, которые в Севастополе встречают каждый поезд. Договорились за 35 гривен ($8-9). Ехали мы на базу отдыха "Таврида", находящуюся в урочище Батилиман - почти в бухте Ласпи. Мы там были прошлым летом. Почтового адреса не знали. Ехать нужно так. С ялтинской трассы, идущей из Севастополя, нужно повернуть на Ласпи, потом ехать правее - выбирать правее ответвления до развилки с указателем направо "Мыс Айя" - вот тут-то надо повернуть налево, и дальше появляются указатели непосредственно на "Тавриду". Если бы мы могли предупредить их о своем приезде, они бы нас встретили - они встречают своих отдыхающих у поезда (бесплатно).

Добираться от остановки автобуса на трассе Севастополь-Ялта (там останавливаются автобусы, следующие по маршрутам Севастополь-Ялта, Севастополь-Форос) далеко, ехать оттуда на хорошей машине 15-20 минут. Рядом бухта Ласпи с дельфинарием. Ближайший городок Форос.

Там великолепно! Можжевеловая роща, деревянные двухэтажные домики на сваях на рельефе. На первых этажах по 2 комнаты с отдельными входами, на втором одна - со своим входом. Самый лучший пляж в Крыму - мелкая галька с редкими вкраплениями огромных валунов. Хотя все на рельефе, к пляжу спускаться не круто, ходьбы до пляжа три минуты. В "Тавриде" на пляже бывают такие же грязнули как и везде. Однако каждое утро мусор убирает специальный человек - там поддерживают чистоту. Есть зонты напрокат - 1 гривна ($0.25) с утра до обеда, 1 гривна после обеда.

Кормят три раза в день почти по-домашнему, с овощами и фруктами. Каждый день дают овощные салаты + дыня или арбуз, или абрикосы, или мороженое и т.п. Если жареная рыба, то лосось. Если котлеты, то настоящие. Полуфабрикатами не пользуются. Сами пекут великолепные булочки. Кормят вкусно.

Рынка нет! Можно договориться, чтобы фрукты привозили шофера, которые каждый день привозят свежие продукты с рынка.

В администрации есть телефон. По телефону разрешают звонить куда надо, но, в основном, вечером - и сразу расплачиваться. Правда, бывают дни, когда связь прерывается. Удобства - санузел и душ - на территории, очень чистые. За отдельную плату (1 гривна, приблизительно $0.25) - горячий душ. В номерах (не во всех, но во многих) есть холодильники. В кино надо ходить довольно далеко. "Таврида" имеет свою транспортную базу и возит желающих куда угодно. Кроме того, там есть бар и кафе на пляже. Вода - чистейшая! У буйка - видно дно. На пляже всегда есть место.

Народу на базе в сезон (июль) - много. Там примерно около 30 домиков. Мы поехали в сезон на свой страх и риск, нас с радостью встретили и устроили. 2 дня мы жили в домике изолятора, а потом были устроены с полным комфортом. В июне, августе и сентябре там народу меньше. Еще там есть каменный двухэтажный домик с туалетом и душем. Цены в нем $15 и $20. На каждом этаже (кажется) по две комнаты с холлом, телевизоры и видики. Места в этом доме раскупаются как правило заранее.

Въезд на базу охраняется, в дирекции есть сейф для хранения денег и документов.

Еще там есть замечательная массажистка, получасовой сеанс в этом году стоил всего 5 гривен ($1-1.25).

В этом году один день с питанием с человека стоил $11 в комнате с холодильником (без холодильника не знаю).

Телефон "Тавриды" (0692)53-48-41. Директор - Татьяна Николаевна. При звонке можно ссылаться на Марину - архитектора из Москвы. Адреса почтового у них нет, есть только юридический адрес (Севастополь, 335049, ул. Колича, 2, завод Металлист, б/о "Таврида") - в этом сложность, там нет почтового отделения. Вокруг много санаториев, есть пионерские лагеря, можно устроиться с палаткой.

Какие месяцы работает "Таврида" не знаю. Знаю только, что прошлую зиму сотрудники базы были там, улучшали территорию, обустраивали элитный домик, отделывали туалеты и т.п. Как купить к ним путевку не знаю. Они работают с каким-то турбюро в Крыму (в Интернете информацию о "Тавриде" я нашла только на сайте рекламно-информационного агентства "Марабу" - Галина Петровская).

Развлечений на базе нет. Одному, особенно молодому, там может быть скучно. Надо ехать с семьей или с друзьями - любителями тихого отдыха.

Хочу еще сообщить о замечательном кафе. На трассе Севастополь-Ялта примерно в 2-3 километрах от поворота на Ласпи в сторону Ялты справа в марте этого года открылось кафе "Алие". Хозяина зовут Ришат. Держит кафе вся его семья. Кормят ОТПАДНО всякими татарскими национальными блюдами. К примеру, потрясная шурпа стоила 4 гривны. Само кафе они все время благоустраивают. Мы часто к нему ездили (на машине базы - платили за бензин туда и обратно), всех встречает, как родных, очень по-домашнему. У него всегда есть свободная машина, на которой какой-нибудь из братьев Ришата отвозил нас в "Тавриду". Мы, конечно, платили за это, однако каждый раз приходилось уговаривать взять за это деньги.

Должна предупредить, что с другой стороны от бухты Ласпи, на мысе Сарыч есть турбаза "Рада". Туда ехать отдыхать не советую. В прошлом году мы в Москве купили путевки именно в "Раду". Нам наобещали "с три короба". Все оказалось враньем. Жилье ужасное, полная антисанитария, пляжа нет вовсе. Мы подняли бучу, и тогда только нас (5 человек) хозяева "Рады" отвезли в "Тавриду" - так мы ее увидели впервые, она оказалась раем. А хозяйка "Рады" пообещала хозяйке "Тавриды" перевести на их счет деньги за наши путевки. Не перевела, так они поступают, как я слышала постоянно. По-моему, это важно знать.

Рассказ об отдыхе на базе отдыха "Таврида" прислала Марина. Если у вас есть какие-нибудь вопросы к Марине, присылайте их мне, а я переадресую их Марине.

Отдых в Форосе, санаторий "Форос" (1999 год)

Ялта, пос. Форос, санаторий "Форос", тел. 79-13-00, 79-13-51, 79-13-52, 79-13-89.

Вернулся вчера из Фороса. Был там с 25 августа по 4 сентября.

Сначала о транспорте. Ехал туда-обратно на поезде 29 и 30 соответственно. Очень рекомендую ехать именно на этих поездах: российская бригада, чистые (поскольку новые) вагоны, в вагоне-ресторане питаться можно, правда, кондиционеры не работают как и на других поездах (худшие 67/68 - фирменный!!! и 120 с чем-то). Доехать до Фороса сложнее всего из Крымских мест. Если на общественном транспорте, то до Ялты, затем пару часов на автобусе или микроавтобусе (ходят раз в час-полтора). Я решил не портить себе отпуск и проехаться хорошо, но недорого. На выходе из симферопольского вокзала с меня запросили 40 баксов, при подходе к троллейбусным кассам - 30, после ожесточенной торговли я доехал на переднем сиденье Опеля-Омега за 10 баксов! (водитель набрал попутчиков до Ялты и и прочих мест, но лично меня до Фороса вез около 40 км). При выезде обратно ищите попутчиков сами. Я нашел автобус, вывозящий Воентуровцев. Мне обошлось это в 11 баксов, включая просмотр фильма в отличном автобусе.

Форос прекрасен. Горы подступают прямо к морю. Ветер. Воздух. Родниковая вода из крана. Рекомендуется спать на лоджии. Можно с видом на море, но если вид на горы, то после наступления темноты горы пропадают и стоящая на скале и освещаемая ночью Форосская церковь висит как бы в небе. Вид потрясающий.

В Форосе основное место отдыха - очень дорогой санаторий "Форос". Есть также небольшой и более дешевый дом отдыха "Форос" (старое здание санатория). Я был именно в санатории. Взаимоотношения между администрацией санатория, служащими и турфирмами как везде - а