чески поставить могучую опору на весло, на которой я и вылетел из бочки, с глазами по пять копеек, но очень довольный собой. На Печкопороге мы наблюдали занятное зрелище. Между второй и третьей ступенями ждали Славу, шедшего последним. И тут по главному сливу, без всякого просмотра и страховки, сливается каякер на пластиковом каяке. Мы еще не успели закрыть рты, как он развернулся, прокатился туда-сюда по "бочкам", проявил свою очевидную крутость и начал призывно махать веслами в воздухе. Подсознательно ожидали увидеть еще кучу таких же каякеров; свалившийся же сверху катамаран-4 вызвал наше непомерное изумление. Добавил нам эмоций левый задний персонаж - он ненавязчиво вывалился в воду, но, зацепившись за стремя, повис вниз головой и сумел забраться обратно. Замыкал странную флотилию катамаран-2. Как мы поняли, это такая разновидность страховки - катамаранов каяком. Позже мы обогнали эту группу - москвичи шли маршрут в рекордно короткие сроки, не то 5, не то 6 дней. До конца ходового дня прошли еще несколько порогов, в том числе серию Муравейных. Несмотря на кажущуюся простоту, пороги эти, проходимые без просмотра, требуют шустрой деятельности слаломного характера. Встали на стоянку сразу за последним Муравейным порогом - разрушенным мостом. Похолодало, даже руки мерзнут. 19.07.96 Встали в пять утра! Кошмар, и холодно безмерно. А толку - минимум, от стоянки отвалили уже в девять. Вскоре дошли до считающегося непроходимым Тютерин-порога. Наклонные плиты, стоящие под острым углов против течения и оснащенные беспорядочными "зубами", и впрямь к экспериментам не располагают. Изумительный порог, буйство воды способно поразить воображение. Обнесли мы его с чистой совестью. Последний и самый сложный на маршруте - Охта-порог, очень длинный, очень мощный, с нетривиальным заходом и обилием больших обливняков под берегами. Торная тропа по правому берегу откровенно намекала на обнос. Перед порогом дневала уже знакомая нам архангельская группа. Накануне у них один умелец разобрал в Охта-пороге "Таймень" до некондиционного состояния. Заходил он не как все (по левому сливу), а через небольшой центральный слив над булыжником, видным через воду даже с берега. В нашем присутствии он повторил попытку - с тем же результатом, посадило его днищем на камень, носом в дно, положило и поволокло через весь порог килем вверх. Гребцы вылезли на перевернутую байдарку, и увеличенная осадка поспособствовала разбору еще одной "Таймени". Под впечатлением увиденного боцман с Дядькой начали подговаривать народ втихаря порог обнести, но потом решили присоединиться к большинству. ОП:> Это был последний ходовой день и вечером мы должны были быть в Кеми. ОП:> Перспектива поискать неприятностей на свою Ж... нас мало привлекала. Тем ОП:> более, что в косых бочках правого берега явственно просматривались зубья. ОП:> Архангельцы нас однако успокоили тем, что тут уже и пешком дойти до шоссе ОП:> можно. Порог проходили по главной струе, в изобилии оснащенной косыми валами и косыми же "бочками". Валяет там здорово, но к стенкам приложить не старается. Не повезло только Олегу, первый раз - на заходе, а второй раз - с юбкой, сорванной в самом начале прохождения. ОП:> Так до сих пор и не знаю, что же меня приложило в первый раз. Заход был ОП:> чистым, обливняки я объехал. А второй раз вообще обидно - шнурок на юбке ОП:> отдал концы. А плаванье на заполненном водой каяке подобно канадской ОП:> борьбе лесорубов на плавающем бревне. На залитом водой каяке он тем не менее добрался до последнего вала, которым и был опрокинут. Вопреки опасениям и гребец, и каяк остались невредимы. Фотографировали с двух точек - заход и последнюю треть прохождения. Страховку обеспечивал катамаран (внизу) и двое со спасконцами. Как бы мы не спешили, а чаю с архангельцами было грех не выпить. Посидели, пообщались, выразили надежду на будущую встречу и поехали дальше. Вскоре Охта кончилась, впала в Кемь. Точнее, в Подужемское водохранилище, незамедлительно удружившее нам ветром и волной в морду. Закончился наш маршрут в поселке Подужемье, до которого от Охты-порога примерно 7 км. Сборы заняли больше времени, чем мы предполагали, поэтому на семичасовой автобус мы не успели. Нас с Олегом постигло разочарование - вследствие его заплывов в Охта-пороге одна из герм основательно промокла. Уезжали в 10 вечера автобусом в Кемь вместе с архангельцами, прибывшими к месту сбора на четырех "Тайменях" вместо пяти. В Кеми выяснилось, что поезда к нам не благоволят - ближайший на СПб уходил около полудня следующего дня, да и тот почтово-багажный. Подобная перспектива нас не порадовала, и мы предпочли более сложный обходной путь. ОП:> Питерские поезда проходят там от 13 до 20 часов. Московские - ночью 20.07.96 В 00.54 мы совершили посадку в пассажирский поезд N343 Мурманск-Москва (удивив этим московскую группу, ранее встреченную нами на Печкопороге). Волхов встретил нас в 16.30 замечательно теплой погодой. И замечательным везением. Дизель до Волховстроя мы ждали минут 15, а электричку - и того меньше. На Московский вокзал прибыли около девяти часов вечера. "у вот и все, дружок,..."(С) P.S. Рановато мы там были, грибов и ягод еще не было. Пару-другую подберезовиков нашли, конечно, но этого для тех-то мест маловато будет. Черника еще вся зеленая, брусника и вовсе только цветет. Одна рыба нас утешала. Если бы Печкопорог и Охта-порог располагались до Кивиристи, то в каньон на байдарках и каяках полезли бы наверняка. Обнаглели вконец. Фотографий просто море - 360 штук, одурели мы от них. Жаль только, ни объема, ни движения они не передают, не видать на них порогов. Надо бы видеокамеру на нос каяка приспособить. Фотографу имеет смысл возить с собой два фотоаппарата - широкоугольный автомат для документально-отчетной съемки и что-нибудь типа "Зенита" для художественных надобностей. И пленок побольше, побольше, побольше... Их все равно не хватит. Кажется мне, что летопись лучше создавать в городе, после похода. После "переработки", так сказать. А в походных условиях вести дневник краткого содержания, отмечая в нем основные "опорные точки" - пороги, стоянки, дневки, встречи, оверкили, технические подробности.