борта, бревно с правого, пару камней в струе туда - сюда, а камень перед мостом под брюхо, но слезли - смыло. За остатками моста шивера переходящая во вторую ступень порога. На шивере мы дважды подсаживались на камни, нас разворачивало, и начинало заваливать, но я оперативно выпрыгивал из лодки, и стаскивал ее с камней. Миха сидел, как мотор без бензина, и ждал приказаний, и лишь когда я скомандовал - правым мы смогли выровнять курс. Вскоре, в улове, я причалил. Просмотр второй ступени, меня не радовал. Слишком сложный слалом, при малой воде и хорошей струе. Жалко шкуру, да и шансов кильнуться много. Мужики говорят, что в нормальную воду, здесь мощная струя, валы, бочки, а камней нет. Сейчас же наоборот. Долго думал и решил, не пойду. Мужикам стало не интересно, и они ушли. Пока переносили шмотки на другой конец порога, я успел передумать. Пошел один на пустой байде. Уж очень не хотелось ее перетаскивать сквозь лес. Мишка снимал мой героический поступок. Попахать пришлось не слабо, но результат был хорошим. Лишь раз легко подсев, я проскочил всю ступень, и окончательно сел, на мелкой шивере. Ну а там деваться некуда, провел лодку до глубины и пошел на загрузку, в заливчик. Прошли еще пару перекатов, с ходу, проскочив мимо не плохой стоянки,дошли до порога "Корней". Осмотрелись. Елки-палки, мои надежды не сбылись, Ржевские на пороге не остановились. Мы же, сегодня, дальше не пойдем, поздно. Рядом с порогом не плохая стояночка, а его, один черт, обносить. "Корней" впечатляет. Красив! Могуч! Ревуч! В нашу воду не проходим для Тайменя, это мне так показалось, может я и не прав. Первую часть порога можно проползти, течение хорошее, но вполне сносное, плиты гладкие. Вторая часть проходима только по сливу, а в нем я наблюдал, по крайне мере, два, острых камня. Подойти, проверить глубину, я, с первого раза не смог, смывало. Больше и не пытался. Сказано, в описании, не проходим, значит не проходим! Тем более, что решили здесь ночевать. Практически сразу перенесли все шмотки на другой конец порога, где и разбили лагерь. Итог дня по дыркам, всего одна! и несколько царапин, зато на проклейке следов от ударов камней куча. Она хорошо поработала. Появился новый термин - езда по-Московски, это когда- а хрен с ней, с камерой, лодкой, головой. Введено в обиход сегодняшним днем мужиками из Минска, когда они смотрели на то, как я, перед порогом, прикручивал камеру к борту байдарки. 4 августа. Проснулисьв восемь утра. Меж туч проглядывает солнце. Пошли, поснимали "Корнея", и вот уже пару часов, готовим грибы с картошкой, и клеим лодку. Собрались, покушали, да и отчалили, прямо в шиверу порога. Она вполне проходимая, и глубокая. Рвемся к реке Егут. Мысли о Ржевских не дают мне покоя. Дальше Егута они уйти не могли, их поджимала ночь. Прошли четыре порога, так себе, все с хода. Струи мощной нет, куда править, не понять, да скорее их можно назвать перекатами, или шиверами, нежели порогами. Дошли до впадения реки Егут. Со всей дури, даже не выйдя за поворот, проорал - Эге ге гей, Егут твою мать! Молчанье было мне ответом, даже эхо не отразилось от приподнятых берегов. Их и здесь нет. Обидно да? Нет тут и хорошей стоянки, так, можно высадиться на левом берегу, рыбки половить, но я бы не стал. Идем дальше, камней в русле навалом. Минут через десять, заплываем за очередной поворот, и видим байду, которую грузят два человека. Ну, это наверняка, Ржевские. Эге-ге-геееей! разнеслось над рекой. Секунда, и люди у байдарки, приняли настороженные стойки, я же навострил уши. И вот, наконец - то, я услышал то, чего ждал весь поход. Наш клич. Эге ге гей! Еще громче, и с продолжением я закричал его, переполняясь радостью. Да это они, Ржевские, здеся. Подошли. Радость от встречи, огромная. Привет Андрюха! Привет Колюха! перезнакомили матросов. Пообщавшись, самую малость, и подбив вновь организовавшиеся планы, в шестнадцать часов, мы отчалили. Обе лодки текут, но наша слабее. Ничего, не потопнем. На системе водохранилищ, тобишь реке, все чаще и чаще появляются гнусные, мелкие шиверы. Дно байдарки постоянно прыгает по камням, иногда, усаживаемся на грунт и устраиваемпроводку. Между порогами идем параллельными курсами и без перестачи трепимся. Так, весело, мы подошли к мостовому порогу. Вышли осмотреть его, - твою ма-ать! так и вырвалось. Сильное впечатление. Такого безобразия в реке я еще не видел. Она стала похожа на огромное, пятьсот метровое, кладбище. Всяширина реки, а это примерно сто метров, завалена огромными плитами, и хаотично расставленными камнями, которые собственно и напоминают надгробия. Конкретного прохода нет, посмотрел я и понял, надо ориентироваться по месту, с лодки. Решили проходить по одному человеку в байдарке, для облегчения маневренности, и уменьшения осадки. Начало порога напоминает скоростную трассу бобслея. Просто кайф. А дальше жутчайшая пашка на веслах. Сложнейшая рулежка. Давненько [N1]я так не вкалывал. То вправо, то влево, то назад с разворотом, а то попросту боком. Пару раз пришлось выходить, и протаскивать байду. Вторая часть порога убивает приятные ощущения от первой. Чем больше садишься, тем больше материшься, тем больше устаешь, тем больше удручен, тем хуже кажется порог, но какая прекрасная тренировка! Однако менее опытным ходокам этот порог приносит только мучения. Прошли мост и начали искать место для ночевки и праздничного ужина. После долгих поисков, и трех километров реки, мы нашли его. Не сильно заметный с воды каменный выступ, за сто метров перед очередным, первым порогом, после моста, на правом берегу. Стоянка имела каменный стол, очаг, место под палатки и только один недостаток, не очень удобный причал, глубокий. Время двадцать два часа тридцать минут. Дооборудывали стоянку и поставив лагерь, приступаем к приготовлению праздничного ужина. 5 августа суббота. Ветра нет. Это очень кстати, так как сегодня, мы должны выйти в море. Встал Андрей. Я собирался соорудить баньку, тем и занялся. Андрей с Мишей озаботились завтраком. Это первое место на реке, где нет проблем с дровами. Завалили пару сосен. Одну на костер, другую сожгли в бане, прокаливая камни. Попарились, но не сильно, что б можно было жить дальше. Вымылись. Да, не используйте в печке бани сланцы. Камни со слюдой или еще какими-нибудь прослойками. Они под действием температуры плавятся и рассыпаются.Я об этом не подумал, и у моего очага съехала крыша. Не прошло и половины дня, как в восемнадцать часов, мы отчалили от гостеприимного берега. Опять потянулась череда перекатов - шивер. Считать и описывать их нет ни нужды, ни желания. Они не доставляют особого наслаждения, да и трудностей. Думаешь, что ж тут в мае - июле, когда много воды, наверно красота. Постепенно подобрались к последнему, "морскому" порогу.Я разобью его на две части, от начала поселка Поньгома, до моста, и после моста. Первая часть не очень сложна в прохождении, мелкая. Очередное нагромождение камней в русле, и пара не больших сливов. После относительно бурной части порога идет слабый ток, с камнями. Мост через реку приводит дорогу от станции Кузема, прямо к поселку Поньгома, однако рейсовых автобусов на ней не найти. Зато зеваки найдутся. Вторая часть, после моста, гораздо сложнее, вполне тянет на тройку. Мощный слив в каменные ворота из правого берега и острова. В струе, почти посередине, но чуть ближе к правому берегу, лежит камень. За сливом, метров через двадцать, мелкая, на вид не проходимая, шивера. Нам с Мишей удалось ее проскочить, ни разу не посидев на камнях. Был один момент, когда мне показалось, что все, въезжаем на камень, но специально обученный матрос, в самый последний момент, все же успел отвести нос байдарки от камня, и мы, избежав столкновения, благополучно дошли до губы Домашней. На этом порожистая часть маршрута закончилась, а началась - морская. Прилив, максимум которого в 22-15, шиверу порога не затапливает, а потому, вовсе не обязательно его дожидаться. Другое дело, сама губа. Как она выглядит в отлив я не знаю, но, наверное похуже нежели сейчас, на часах как раз десять вечера. Вышли в Белое море. Совсем новые ощущения. На нем полный штиль, лишь слабый бриз, едва касается толщи, нет, скорее зеркала моря, покрывая его мелкой рябью. Однако море мерно, практически не заметно для глаз, колышется - дышит. Красивейшие острова оставляем по левому борту, а на один, самый высокий, делаем вылазку. Забираемся на самый верх и оглядываемспокойный горизонт, залитый алыми красками заката. Так бы и любовались, но что-то в последнее время мы стали замечать, что вода уходит. Появилось течение, и тащит оно в море, а нам нужно совсем наоборот, в губу. Это начался отлив. Пошли дальше. Кругом соленая вода, как-то это не привычно. По губе хорошо идти в прилив, в противном случае окрестности можно не узнать. Так вот, проходим большие острова, огибаем полуостров со строением, и держим на второй мыс. Дальше на первую железную мачту, что с левого берега.Оставляем справа маленький остров, и вот уж вход в устье реки Березовки. В него входить не надо. Прямо при входе, с левого берега, мысок. На нем стояночка, от нее пойдет дорога на станцию. Но только - "ради бога, не ешьте на ночь сырых помидор", - как говорил Остап Ибрагимович. Если вы придете к мысу в отлив, то, придется вам корячиться по грязному берегу - дну метров пятьдесят, а то и больше, прежде чем вы достигните суши. Плавно начался новый день, он застал нас за разбиранием байдарок.Второпях собрались, приготовили утку, и пошли к поезду. От стоянки примерно шестьсот метров через лес до пересечения с грунтовкой, на перекрестке направо, по грунтовке, на следующем пересечении, метров через пятьсот, опять направо. По грунтовке более высокого качества прямо, до магазина, что за сто метров до переезда. Около магазина, налево, и, через двести метров - станция. Как я замучился толкать телегу по этим грунтовкам, это мрак. Пришел наш поезд. Время примерно шесть тридцать утра. Долго колотили в дверь вагона, но через пол минуты нам открыли. Стоянка поезда, одна минута. По дороге, к нам подсел один человек и, представившись Михаилом Стаскевичем, предложил свои транспортные услуги, на будущее. Оставил свои координаты. Станция Летняя телефон 8 1437 38257 у него есть УАЗ - буханка, и ПАЗ. Звоните, ежели что.