был молча выдворен из палатки и тут же натянут над дежурными. Самое противное - это собираться по мокрому. Хуже только ставиться по мокрому. Или лучше? Нет, все-таки хуже. Поели, собрались, отчалили. Погода улучшалась. Нас ожидал целый каскад порогов. По-моему, их было пять. Хорошо запомнился мне только один, на котором мы с Димой хорошо сели на камень, нас развернуло и вынесло не совсем туда, куда хотелось бы. После этого я устроила маленькую сценку, основной темой было: "Команду "ТУДА!" я не понимаю! Или прямо, или налево, или направо! Еще можно "табань", "зацеп", "отброс". На все остальные команды бросаю весло! (не в воду, конечно, а, так, к себе на баллон)", - ну и различные вариации на эту тему. Вроде, подействовало. Правда, какое-то время мы шли в гордом молчании, зато никуда не садились. Вообще, в тот день чисто не удалось пройти никому. Кажется, только Дима с Ириной миновали пороги хорошо, но сели на плесе на чудный камешек. И что обидно, даже с баллона в воду не слезешь - очень глубоко. Дошли до слияния Вамы и Сухой Водлы. А вот и местечко для дневки! Прямо на слиянии рек небольшой мыс. Все как по заказу: стол с лавками, сосны, черника, заводь для рыбаков, пляжик и камни для бани, комаров нет. Благодать! Видно сразу три реки: Ваму, Сухую Водлу и Водлу, по которой нам предстояло дальше идти. Вся поляна была в один момент перегорожена веревками, на которых вывесили сушиться палатки и вещи. Места хватило всем, даже в избытке осталось. На поляне обнаружился недостроенный сруб (где-то по пояс высотой), рядом с которым стояли лопата (это уже становилось доброй традицией), оконная рама со стеклом (целым!) и электрический чайник (и зачем он посреди леса?). Поначалу, все обрадовались ветерку, который продувал мысик. Но в скором времени, радости поубавилось. Палатки ставились подальше от берега, который выходил на Сухую Водлу, со стороны которой, собственно, и дул ветерок. А, зато, все вещи быстро высохли! После обеда разделились на две команды неравные по численности. Дима Быстров с Ириной отправились на рыбалку, а все остальные - за черникой. Зайдя подальше в лес, вспомнили, что есть такие насекомые - комары. Быстренько рванули в лагерь за "Тайгой" и прочей гадостью. Собрали ягодок на ужин и сразу на завтрак. Вообще, черники очень мало, но она не обобрана, а ее просто изначально не было на кустиках, все-таки очень сухое лето. Закончив работу на плантациях, Надя отправилась на правую оконечность мыса рисовать, а Дима, Гена и я присоединились к рыбакам. Об этом шоу надо не в дневнике писать, а фильмы снимать. Гена с невозмутимой физиономией вытаскивает рыбку, она как маятник качается около него, причем с приличным размахом, потом срывается и падает в воду. Гена недоуменно: "Она меня по плечу ударила!". Дима в ответ: "Скажи спасибо, что морду не набила!". Вот так. Я недалеко ушла в мастерстве от Гены. Дима метался между нами, насаживая червяков и снимая пойманную рыбешку с крючков. Марина от души повеселилась, наблюдая это безобразие. Несмотря ни на что, рыбы мы наловили. А на ужин была свежепойманная и зажаренная рыба, которую мы с Мариной и Надей чистили, сидя на берегу. Потроха бросали чайкам. Надя даже подверглась нападению одной особо голодной (или жадной) чайки. Уставшие, но довольные, что всему есть конец, и рыбе тоже, размахивая ножами, подошли к лагерю и рассказали, что некоторая рыба была еще не уснувшая, и приходилось ее живую резать. Гена задумчиво сказал, что Чикатило тоже с рыбы начинал. Я пообещала, что Геннадий будет моей первой жертвой, если я дойду до такой жизни. Часть рыбы мы замариновали для завтрашней дневки. Получилось очень даже вкусненько. Спать разбрелись поздно. Те, кто ложился позже всех, могли наблюдать картину "Ленин в Разливе": Гена сидел за столом, подопрев голову рукой, перед ним лежал дневник и стояла зажженная свеча. Гена творил: он пытался записать положенный ему день в общий дневник. Посидев так часа полтора и написав две строчки, Геннадий ушел спать. Его описания дня мы так и не увидели. 30 июля Утро нас встретило жутко холодным ветром. Все утеплились и выползли завтракать. Грела только мысль о предстоящей бане. Сразу после завтрака мужская половина коллектива отправилась на заготовки бревен для бани, а у нас нарисовалась минута отдыха, растянувшаяся на полтора часа. Кто занялся постирушками, кто просто отдыхал. Потом девушки подрядились на заготовку березовых веников для бани. Во время рубки дров Димочка мой сломал топор. Как? Очень просто: крепкое дерево попалось. Топорище осталось абсолютно целым, а вот от топора отвалился небольшой кусочек. Постройка бани завершилась успешно. В тихом заливчике на песчано-каменном берегу стоял маленький парничок (это была наша баня - на каркас из прутьев мы натянули полиэтилен), а рядом полыхал огромный костер (дров хватило бы на постройку нормальной деревянной бани), в котором грелись камни. Камешки эти потом лопатой (не зря она стояла одна в глухом лесу!) закладывались в специальный очаг непосредственно в баньку. Рядом с костром грелся кан с водой. Процесс помывки требовал особой смелости - сначала надо было раздеться на таком ветру. Мы с Димой рискнули пойти попариться первыми. Очень даже хорошо. Правда, местечка в баньке маловато: веником особо не помашешь. Зато, как хорошо потом ощущать себя свежевымытым! Мытье растянулось надолго. Пары сменяли друг друга, еще не вымытые и уже помытые занимались общественно-полезным трудом, как то: собирали чернику и пекли блины к обеду. Обед прошел прекрасно, был провозглашен тост: "За чистоту тела и духа!". А вот ближе к ужину, когда мы с Мариной сидели все в рыбьей чешуе на берегу и чистили (опять) рыбу, встал вопрос: "А на фига мы мылись?". К вечеру ветер окончательно стих, народ наслаждался отдыхом. Как ни странно, но спать расползлись довольно рано, по-моему, еще 30 числа. 31 июля Проснулись. Что-то не так. А, ветра нет! Солнышко светит, старается. Благодать! Пока мы собирали лагерь, мимо прошла живописная байдарка: "Таймень-3", а в нем двое мужчин и женщина. Всем им лет за 50 точно, а то и больше. Без касок, спасов, про гидры, вообще, молчу. Одним словом, люди старой закалки. Пройдя с нами один порог (мужчины в байдарке, женщина по берегу), аборигены удалились на р.Череву. Позже мы их встретили в Шалах. Оказалось, что Черева вся пересохла, и им пришлось идти дальше по Водле до поселка Водло. Сегодня нас ждал порог Падун! По лоции это IV категория. Жутко интересно было на все это посмотреть. В ожидании Падуна пороги Нижневамский и Кинский прошли как-то незаметно. Правда, на Нижневамском мы поснимали наше прохождение на видео и фото. Валов там никаких не было (эх, где же ты, водичка?), зато, как всегда было очень много камней. Дошли! Зачалились ну очень заблаговременно у правого берега. Прыгая по камням с фотоаппаратами и камерой подмышкой, дошли до Падуна. Зрелище красивое: поперек всей реки двухкаскадный водопад. Водопадик. Проходима только правая протока, все остальное представляет собой нагромождение камней и мощные струи воды между ними. Еще, чтобы жизнь медом не казалась, слева на выходе из порога все перегорожено рыболовными сетями. Просмотр порога, точнее его созерцание, занял около часа. Гена бросал в порог веточки, наблюдал, как их выносит из бочки, и задумчиво говорил: "Нормально, бочка не засасывает, ничего страшного нет", - успокаивал, короче, всех и себя, понятно, тоже. Друзья-байдарочники долго решали, а идти ли вообще или проще обнести катамаран, и на нем? Наверное, свое дело сыграла лень - не очень приятно таскать кат по камням туда-сюда, поэтому решились на проход всех судов, но не всех членов экипажей. Ирина и Марина идти отказались. Марина потом об этом сожалела, но было уже поздно. Первое прохождение: на кате Дима Быстров и Славик. Вошли в порог немного лагом, за что Дима и поплатился сломанным веслом. Выглядело это так: медленно подходят к первому сливу. Гребок, еще гребок. Показалось сломанное о камень весло. Дима делает еще гребок. Удивленная физиономия - не понимает, почему толку никакого нет? Кат разворачивает Славиным баллоном. Второй слив. Славик старается и тоже ничего не понимает. Дима оборачивается и видит, во что превратилось его весло. Пытается привлечь внимание Славика и показать ему весло. Получается. Далее следует чалка почти сразу за порогом. Бурное обсуждение первого прохождения. Второе прохождение: Дима Елагин и я, тоже на кате. У меня не возникло и тени сомнения, проходить порог или нет. Категорично - да! Очевидцы рассказывали, что наш заход был ужасен, правда, на видео мы ничего такого не заметили. Действительно, с воды совсем не видно, куда надо идти. Ориентировались только по приметам - камешкам разным, изгибу береговой линии (ну, про изгибы, это я, конечно, загнула). Также медленно подошли к первому сливу, прошли его, потом второй, вышли из порога. Я так увлеклась, что на призывы Димы зачалиться не отреагировала, а продолжала самозабвенно грести вперед. Чуть промахнулись с чалкой, пришлось погрести против течения. Не привыкать. Третье прохождение: Славик с Надей на "Голубушке". Аккуратненько подошли, в первом сливе шкрябнулись кормой о камень, Надю умыло с головой, также аккуратно вышли из порога и зачалились. Четвертое прохождение: Гена и Дима Елагин на КНБ. Чуть-чуть не зашли в порог лагом. Выровнялись. В первой бочечке Диму умыло, и у него сорвало юбку, поэтому во второй бочке в лодку залилось некоторое количество воды. Про вторую бочку Гена чуть не забыл. Вот как бывает. Из-за этой забывчивости ребят очень хорошо накренило вправо, но они устояли. А жаль, был бы первый киль. Отдохнув после прохождения Падуна, отправились дальше и решили искать место для стоянки, вроде как, полудневку устроить. Очень быстро нашли вполне подходящее место на правом изгибе реки. И опять рыбалка. Диме Елагину и Марине поручили отрепетировать песни на гитаре, а то, зря, что ли, мы с собой этот инструмент таскаем. Пусть пользу приносит. Репетицию устроили на берегу рыболовного заливчика. Мы, значит, рубку ловим, а ребята на гитаре бренчат. Бренчат не потому, что играть не умеют, а потому, что гитара такая. Я отвлеклась на наших музыкантов, и Гена показал чудеса рыбной ловли с двух удочек. Ужин был праздничный: у Надиного и Славиного ребенка был день рождения. Мы им подарили мягкую игрушку (панду с маленьким медвежонком). Вечер прошел в теплой дружеской атмосфере под водочку и спиртик, а также под песни под гитару и без оной. Спать легли около двух часов ночи. 01 августа А мы с Димой опять дежурим. И опять просыпаем наше дежурство! Оболтусы. А потому что не надо надевать часы с будильником на руку и эту руку прятать в спальник. В итоге завтрак перенесся на час позже. Снялись со стоянки только в 11-00. А денек обещал быть трудным, хоть и погода хорошая. План на день был выполнен с честью. Порог Осиновец прошли без приключений. Далее была очень долгая гребля по спокойной воде. 11 километров! И на катамаранах. Озвереть. Договорились, что будем останавливаться на перекуры, но мы с Димой так лихо гребли, что ни сбавлять скорость, ни, тем более, останавливаться, нам не хотелось. Шли себе на кате, песенки пели, обогнали всех наших, а потом просто потеряли их из виду. Когда на горизонте появился поселок Водло, мы решили притормозить. Наблюдали интересную картину: на моторной лодке прямо на нас несся мужик, притормозив, спросил, где адмирал, и рванул к Славику. Оказывается, это он хотел нас из Водло вывезти на машине. Сервис. Но мы вежливо отказались. Подошли к порогу Печки. Зачалились на островке между двумя протоками, осмотрели порог и взгрустнули. Нас ожидал обнос почти на всю длину порога. А все потому, что в правой протоке было совсем мелко, а в левой местные жители понаставили заколов. Если кому жить надоело, то можно попытаться пройти справа, правда, очень большая вероятность насадиться на эти заколы (байдарочникам - головой или шеей, катамаранщикам - ребрами). Врач уже будет не нужен. Поэтому, решили не выпендриваться, а обнестись, заодно и пообедать. Во время приготовления обеда выяснили, что половник благополучно забыли на месте ночевки. Жалко. Нижнюю часть порога все прошли успешно. Дальше пошел целый каскад порогов. Три штуки их было, практически, один за другим. После очередного просмотра очередного порога я дала байдарочникам команду: "По ступам!". С тех пор с этой командой и садились в байдарки. По левому берегу нас сопровождали местные мальчишки. Это, я так понимаю, у них своего рода развлечение. Может, даже, пари заключают на тему: пройдут - не пройдут. Прошли. Все хорошо, кроме последнего. Орешек называется. Хотелось бы посмотреть в глаза тому, кто его так ласково назвал. Все по очереди садились на один и тот же камень практически на выходе из порога. Не расслабляться! Только Славик миновал это чудное препятствие. Решили искать место для ночевки. Из серии, что раньше будет: хорошая стоянка (избаловались) или девять вечера. Вечер наступил раньше. Встали в поле. Почти в поле. Такая большая поляна, а за ней кустарник, в котором постоянно что-то (или кто-то) копошилось. Для разнообразия очень даже неплохо. Соорудили новый половник из банки из-под тушенки и палочки. Большой такой получился. Во время приготовления ужина (Дима Елагин его готовил, а остальные любовались на него, трудолюбивого) собрались на военный совет: решали, что делать дальше. Были предложения идти до Кривцов или до Кубово. До Кривцов около 40 км по спокойной воде. Это сыграло решающую роль. Идем до Кубово, а поскольку день в запасе остается, погуляем по Петрозаводску. Спать легли поздно, подъем был назначен на час позже. 02 августа Проснулись в 10-00. Ночью выпала роса. Нет, росища. Поэтому все палатки были мокрые и противные. Солнышко, которое появилось на полянке, где-то через полчасика, быстро высушило все это безобразие. Собирая лагерь, мы поняли, что пойдем сегодня в купальниках и плавках. Мы - это катамаранщики. Байдарочники предпочли остаться в гидрах. Вышли на маршрут в полдень. Тщательно проверили, упакован ли половник. Часа через два ленивой гребли решили искать место для полудневки. Искали долго и трудно. В итоге, встали на березово-осиновом-еловом островке. Сначала встали, а потом увидели, что это островок. Поставили лагерь, пообедали и пошли... Правильно, на рыбалку. Рыбки, правда, было маловато. Но, все-таки, мы немного засушили к пивку, которое планировали попить в Петрозаводске. На ужин мы устроили себе праздник живота. Последний вечер на природе. Скоро домой. Решили подъесть все припасы, оставив на черный день самую малость. А припасов оказалось не мало: двойная порция макарон с двойной же тушенкой, рыбка, почти килограмм жареного лука (его брали к грибам, но так как грибов не было, то пожарили к макаронам и блинам), блины, две банки сгущенки! Все это запивалось остатками спиртного, которого тоже оказалось не мало. После ужина все отдыхали: бродили по берегу, собирали камешки на память, просто сидели и пялились на воду. Вечер был чудесный. Тихо, тепло, птички поют. Состояние у всех было умиротворенное. Славик у берега поймал руками налима. Налим был какой-то странный: вялый и медлительный. На предложение его зажарить народ ответил категорическим отказом. Налима опустили плавать у берега, а наутро он тихо скончался. А его еще съесть предлагали! То ли дело, умер своей смертью. С неохотой разбрелись спать. А что делать? Завтра еще погрести по спокойной воде придется. 03 августа Утро по доброй традиции встретило нас солнышком и безветрием. Собрали лагерь и пошли вперед до поселка Кубово по тихой и спокойной реке. Это около 10 км. Или больше, я не помню. Природа все больше напоминала Подмосковье. Стали пропадать камни по берегам реки, появился песок. И еще появились бревна - память о лесосплаве. Эти чудные бревнышки торчали из воды на несколько сантиметров. Разглядеть их было трудновато. Постоянное увертывание от бревен начало утомлять. К счастью, никто не пришел в соприкосновение с вышеуказанными бревнами. Зато часто и со вкусом садились на мели. Местами река представляла собой одну большую мель. Приходилось выбираться в воду и тащить кат за собой, или толкать его перед собой. Кому как больше нравиться. Останавливались на перекур раза два или три. После последней остановки Гена с Димой моим решили мне жизнь облегчить - пересадили меня на КНБ к Марине, а Марину посадили капитаном. Кто им сказал, что нам это будет легче? КНБ у Геннадия - лодка довольно верткая. Очень долго мы с Мариной к ней приспосабливались. Нас крутило почем зря. Выглядело это примерно так: мы несемся на соседнее судно с криками "Сворачивайте! А то вы в нас врежетесь!". До поселка Кубово мы вымотались окончательно, а шли только около часа или даже меньше. На подходе к поселку ширина реки была очень приличная, так и там мы чуть не кильнулись, заплутав между двух катамаранов. Наконец, зачалились прямо перед поселком. Начался антистапель, проще говоря, бардак. Когда мы все вещи разложили на берегу для переупаковки, просушки и т.д., выглядело это как большая свалка. Откуда у восьми человек столько всякого шмотья? Пока народ разбирался, паковался, сушился, а Надя готовила обед, Славик отправился в поселок на предмет машины. Долго его не было. На нас успели напасть коровы и быки. Точнее не напасть, они просто мирно шли к реке, а наши вещички загораживали им путь. Обходить они, естественно ничего не собирались (как же, своя территория!), поэтому перли к берегу прямо по вещам. Гена выступил в роли тореадора: взяв в одну руку цевье от весла, а в другую - собственные шорты, он грозно двинулся на встречу быкам. Последние сочли за благо отступить и обойти нашу свалочку. Правда, периодически их как магнитом тянуло обратно, но Гена был на боевом посту. Враг не прошел! Вернулся Славик с новостью, что нас предлагают отвезти до причала в Шалах за 540 руб. Денег было жалко, и мы решили подождать попутную "Газель", которая следовала до Пудожа. Ждали, пообедали, продолжали собираться. В разгар сборов прибежал Славик с криком: "Сто рублей со всех и до Пудожа! Ждут нас 20 минут". Так быстро, наверное, не собирался никто. Через 15 минут все были упакованы и уже подбегали к машине. Загрузились в "Газель": мы на рюкзачках вдоль стенок, а остальные рюкзачки сложены аккуратной кучкой в центре машины. Стеночки из тезы, крыша - полиэтилен. Одним словом, банька! Правда, когда мы выехали на асфальтированную дорогу и понеслись с приличной скоростью, жарко нам не было: гулял хороший сквознячок. Выгрузили нас напротив автовокзала в Пудоже. На автовокзале мы узнали, что автобус подадут только через один час и пятнадцать минут. Только! Очень быстро подадут. За этот час мы успели умыться водичкой из колонки, попить пивка и поесть мороженного. С колонкой было отдельное шоу. Мы с девушками прошли немного вдоль площади в поисках колонки или чего-нибудь похожего. Ничего не увидели. Решили поинтересоваться у местных жителей. Разговор: -Здравствуйте! Не подскажите, где тут колонка? -Какая? -С водой. -Так вот она! - Следует удивленный взгляд, поворот и указующий жест на колонку, которая мирно стоит в пяти метрах на самом видном месте. -Спасибо. - И дружный хохот. Купили билеты. Обошлось все это в 130 руб. на всех, включая стоимость багажа. На вопрос кассира о том, большие ли у нас сумки, ребята скромно ответили, что не очень. Обманули самым бессовестным образом. Пока ждали автобус, нас долго и со вкусом фотографировал какой-то репортер, который возвращался с праздника в Ильинском погосте. В Шалах мы купили билеты на "Комету-11" до Петрозаводска. Ехать полтора часа. Загрузились мы на эту "Комету" под ворчание капитана о том, что больше он таких с рюкзаками не сажает, кассира за проданные билеты уже отругал и, вообще, хуже туристов людей не бывает. Пришлось ему заплатить штраф за неоплаченный багаж. В Петрозаводск мы прибыли с твердым намерением найти гостиницу, заночевать в ней, а наутро сгонять в Кижи и успеть купить билеты на поезд до Москвы. Расположились на набережной на скамеечке. Конечно, купили пивко. Гену с моим Димой делегировали в гостиницу "Карелия", которая, как нам сказали, находилась буквально в 10-15 минутах ходьбы. Через час мы начали немного волноваться. Строились различные версии их исчезновения. Через полтора часа мы просто сидели и ждали. А время близилось к десяти вечера. Появились, наконец-то, наши засланцы. Со скорбными лицами они сообщили, что цена за номер 174 руб. с человека в сутки. Вот такие пироги. На наши вопросы, а что же тогда так долго они там делали, никак грустили по поводу высоких цен, ребята ответить не смогли. Потом заулыбались и сказали, что чуть подальше есть замечательная гостиница, где берут 45 и 50 за человека. Ура! Но мест только семь, а нас восемь. А мы что, не туристы что ли? Семь так семь, как-нибудь уляжемся. Поймать машину до гостиницы не удалось, поэтому потопали пешком. Быстрым темпом в горку полчаса. Высунув языки, мы добрались до мрачного серого двухэтажного деревянного здания с яркой надписью "Гостиница "Онеженец". А внутри очень даже симпатично. Два номера трех- и четырехместные с общим коридором и санузлом. Душевая в подвале. Народ записался в очередь на предмет помыться. Ожидали увидеть какой-нибудь развал, а там: плиточкой красивой все выложено, вся сантехника на уровне Европейских стандартов! Помылись с удовольствием. Мужская половина сгоняла в магазин за пивом и едой. Вечер прошел в теплой дружеской атмосфере под звон стаканов с шампанским: у нас с Димой была годовщина свадьбы. Мы открыли подарок от родителей, который таскали с собой весь поход. Это был плюшевый кролик Багз Банни совсем не маленького размера, но классно упакованный. Легли спать где-то в два ночи с твердым намерением проснуться рано утром и уехать в Кижи. 04 августа И опять этот день я описывала в общем дневника. Так что, быстренько. Проснулись рано, в 7-30. Проглотили бутерброды с чаем и рванули трусцой до причала. Была надежда уехать на первой "Комете" в Кижи. Вот только когда смотрели расписание, надо было обратить внимание, что в 8-50 "Комета" экскурсионная. А обычная отправляется только в 11-30. Вот так. Делать нечего, купили билеты до Кижей и обратно и отправились за билетами на поезд. По дороге до вокзала приняли решение остаться еще на сутки и завтра рвануть в заповедник Кивач полюбоваться на одноименный водопад. Купили билеты, перекусили в кафе, пошли обратно на набережную ждать "Комету". Закупили в дорогу пива, поехали. Экскурсия в Кижи подорвали наш бюджет. Хитрые они там: за вход 45 руб., а за экскурсию только 5 руб. То есть, ты можешь не заказывать экскурсию, но есть ли смысл экономить 5 руб.? Еще очень точно рассчитано время экскурсии. Хватает только на то, чтобы пройти с экскурсоводом и потоптаться у ларьков с сувенирами. Все. "Комета" уже готова к отплытию. Прибыли в Петрозаводск и побежали трусцой за продуктами. Вот когда мы пожалели, что в последний вечер на природе подъели свои запасы! Приготовили в гостинице обед, отдохнули и пошли гулять по городу. Петрозаводск всем очень понравился. Наверное, мы его обошли весь. Маршрут наш был рассчитан так, чтобы захватить автовокзал. Там мы хотели узнать по поводу транспорта до Кивача. А нет транспорта. Опять договариваться с частником! Договорились мы очень хорошо: за 300 руб. водитель рафика (похоже, что обычно это было маршрутное такси) согласился отвезти нас до Кивача и обратно. Окрыленные успехом, мы пошли на Онежское озеро купаться. Очень холодная вода! Купалась только мужская половина. После купания мы неспешно побрели домой. Гостиница уже именовалась домом. Дома замочили геркулес на завтрашний завтрак. Были различные версии, что с ним завтра делать. Версии не привожу, потому что стыдно. Спать улеглись опять поздно. 05 августа Проснулись опять рано. Мой Дима встретил утро словами: "Бросьте меня, я вам обуза!". Друзей в беде не бросаем, поэтому пришлось ему подниматься к завтраку. А на завтрак... Геркулесик, который хорошо замочился. Пожевали мы этот завтрак, именно пожевали, а не поели. А некоторые товарищи даже под страхом голода есть это отказались. На троллейбусе (пешком ходить надоело) мы доехали до вокзала. Практически тут же подкатил наш рафик. До Кивача доехали с комфортом. Оставили водителя нас дожидаться и отправились глазеть на водопад. К водопаду мы подошли немного выше смотровой площадки. Это для нормальных людей дороги, а мы все по звериным тропам ходим. По этой причине водопад не произвел на нас должного впечатления. Возник вопрос: "А где обещанные 10 метров?". Но, увидев людей, которые толкались на площадке ниже, мы поняли, что немного промахнулись. С площадки водопад открылся во всей красе. Впечатление немного портил начавшийся мелкий дождик. Нафотографировавшись и налюбовавшись водопадом, мы рванули в музей. Узнали много интересного из экскурсии, которую читали школьникам и которую мы нахально подслушали. Уезжали из заповедника уже под проливным дождем, который закончился при подъезде к Петрозаводску. Рафик доставил нас прямо до гостиницы. Тут нам пришла в голову гениальная мысль: мы решили договориться с водителем о доставке наших рюкзачков к вечернему поезду. Сработало! Всего за полсотни. Обленились туристы, с рюкзачком до вокзала дойти им лень! На предложение неленивым взять свой рюкзак и потопать к вокзалу, никто не откликнулся. В гостинице нас ожидал маленький водопадик в санузле: кто-то вылил ненавистную овсянку в раковину, и получился засор. Вода стремилась вылиться в коридор, но мешал бортик. Администратор была в гневе. Мы извинились за наше поросячество и быстренько сбежали в краеведческий музей. Музей должен был располагаться рядом, в здании церкви. Но это по карте города конца '80-х годов. А сейчас его перенесли на 30 минут ходьбы от гостиницы. Местные бабушки нам подробно рассказали, как найти музей, и порадовались нашему интересу к истории края. В музее нас приняли очень тепло, продали студенческие билеты, а одному товарищу хотели продать школьный, но она обиделась. В залах добрые бабушки-смотрители устроили нам бесплатную экскурсию. Посещением музея мы остались довольны. На обратной дороге к гостинице купили покушать и шоколадки для задабривания администратора и уборщицы. Администратор к нашему приходу уже была мирной, от шоколадки долго отказывалась, но мы ее все-таки отдали. Когда она пришла принимать номера и увидела в коридоре наши рюкзачки, первым вопросом было: "А где же вы жили?!". Провожая нас до выхода, администратор приглашала на следующий год к себе на дачу. И еще, глядя с тоской на рюкзачки, спрашивала: "А стоит это того?". В смысле, таскать такие тяжести и отказываться от комфорта ради нескольких дней наедине с рекой и природой. Мы твердо ответили, что стоит. Такой моральный отдых сложно получить где-то кроме похода. Рафик подъехал вовремя. Загрузив в него Гену, Диму Елагина и рюкзаки, все остальные отправились пешком. На вокзале мы с мужем купила большой арбуз в дорогу, а также народ купил пива, вина и т.д. Подошли к поезду. Красивый такой стоит, весь из себя фирменный. "Карелия" называется. У нас 15-й вагон. Идем, смотрим на номера вагонов. 11-й, 12-й, 13-й. Следом за 13-ым виден еще один вагон, следуя логике 14-й, а затем последний багажный вагончик. А 15-го не предвидится. Все оказалось не так страшно. Просто 14-го вагона не было у этого поезда в природе. У кого-то два 9-ых, у кого-то ни одного 14-го. Ладно бы 13-го не было, все-таки несчастливое число, а то 14-го, почему? В поезде разместились, послушали рассуждения пассажиров о том, что плохо ехать с туристами рядом. Интересно, чем их туристы не устраивают? Поели, попили, отметили удачный поход. Пошли старым составом (Славик, Дима Быстров и я) играть в преф. Только сели, в поезде выключили свет. Пришлось играть при слабом свете фонарика. На этот раз проиграл Дима. Тоже сумасшедшую сумму - 1 руб. 53 коп. Спать легли уже очень поздно. 06 августа Проснулись по команде проводника: "Подъем!". Попили чайку. Прибыли в Москву раньше расписания на 10 минут. Все. Поход закончился. Впереди нас ожидало еще много походов хороших и разных. А этот закончился. Всегда немного грустно, когда подходит к концу удачный поход. Может, было маловато воды в реке, не все препятствия проходились хорошо, маршрут завершили немного раньше. Но была отличная команда, красивая река, чудесная погода и хорошее настроение. Разве этого мало? За развитие водного туризма!